Алена Кокшарова
«Северные пряники». Совместная образовательная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность в старшей группе
«Северные пряники».
Цель: формирование у детей умения изготавливать рождественские пряники - козули.
Задачи:
дать детям возможность научиться создавать северные пряники ;
расширять словарный запас;
развивать эстетическое восприятие и воображение;
воспитывать интерес к народным традициям и народному творчеству.
Материалы и инструменты:
Соленое, подкрашенное тесто, скалочки, доски для лепки, салфетки, формочки с изображением животных и птиц, картинки с изображением «Козуль» и вариантами их росписи.
Ход деятельности:
В группу входит педагог в русской народной одежде.
Воспитатель (В): Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам не с пустыми руками. Как вы думаете, что у меня в пакете?
Дети (Д): Тесто.
В: Правильно, тесто. А перед тем как я вам расскажу, что же мы с вами будем делать с этим тестом, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение.
«Козули в поморских селеньях
Красуются, радуют глаз.
Рогатые пряники в семьях
На праздниках строятся в ряд.
Козуля в игру возвращает
Серьёзных и старых людей.
Козуля добро обещает
Тому, кто подружится с ней,
Кто верит в старинные сказки,
Кто чтит седину деревень,
Кто ждёт у народа подсказки
От злых языков и теней.
Архангельск, Онега, Умба
На море студёном живут,
Обряды старинные помнят
И внукам советы дают!»
Дети, а знаете ли вы о каких Козулях идёт речь в стихотворении?
Д:Да, это пряники у северных народов.
В: Замечательно, молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на доску- на этих картинках изображены различные варианты лепки и раскрашивания пряников.
Изначально, козули- фигурки животных и птиц из ржаного теста у жителей северных областей России. Их родиной является город Архангельск. Эти пряники имеют давнюю, красивую историю. А процесс их приготовления превращался в целый обряд. А такое интересное название они получили из-за того, что изначально пряники делали в виде козы. Считалось, что эти пряники обязательно принесут в новом году приплод и удачу в охоте.
Немного позже маленькие козули шли для украшения елки, большие-несли с собой в гости и дарили друзьям. (Дети с воспитателем внимательно рассматривают рисунки с пряниками-козулями.
Я предлагаю сегодня вам также изготовить такие козули-прянички и украсить ими нашу елку. Для этого мы будем использовать солёное, подкрашенное тесто. Надо раскатать кусочек теста на досочке при помощи скалки, а затем при помощи выбранной формочки вырезать сам пряник. Когда козуля подсохнет, мы ее раскрасим и украсим елку. Согласны?
Д: Да.
В: Но сначала немного отдохнём. Предлагаю вам сыграть в русскую хороводную игру «Карусели». Для этого давайте встанем около верёвочки в круг, возьмём ее в правую руку и пойдём друг за другом. Будем говорить слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
А сейчас возьмём веревочку в левую руку и сыграем ещё раз. (Выполняют).
В: Молодцы! Отдохнули?
Д: Да.
В: Ну что ж, тогда давайте приступим…
(Дети раскатывают тесто на приготовленных досках скалкой и выбирают понравившиеся формочки, вырезают пряники).
В: Давайте посмотрим, какие же козули у вас получились…
Дети, когда тесто подсохнет, мы раскрасим пряники и украсим елку.
Д: Хорошо.
В: Вам понравилось изготавливать пряники? А как они называются? А почему у них такое интересное название?