Ирина Стрекаловская
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления детей с природой.
Задачи
Образовательные :
1. Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью.
2. Уточнить названия листьев деревьев (березовый, кленовый, рябиновый, дубовый).
3. Расширить представления детей о подготовке диких животных к зиме, их местах укрытия.
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие;
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
Публикация «Совместная образовательная деятельность педагога с детьми средней группы „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
2. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Предварительная работа.
Беседа «Приметы осени», «Золотая осень», «Что такое «листопад»; «Как животные готовятся к зиме». Наблюдения на прогулке за природой и во время экскурсий. Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактическая игра «С какого дерева лист».
Оборудование:
Карточки-схемы «Правила поведения в лесу», иллюстрации деревьев, листья, шишки, иллстрации с изображением диких животных; мяч, корзина, зонт; аудиозапись «Дождь».
Ход совместной деятельности
Вводная часть.
Звучит аудиозапись «Дождь».
Педагог : Друзья, вы слышите, кажется, дождик начинается. Убирайте игрушки и спешите ко мне под зонтик (раскрывает большой зонт).
Дети прибегают и встают под зонт.
Педагог :
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дети загибают пальчики (считают).
Сколько я перечислила видов дождей? (Много)
Педагог : Как вы думаете, а где лучше всего понаблюдать за листопадом?
Дети: в парке, в лесу, в саду
Педагог : Дети, а хотите отправиться в лес? Как раз и дождик кончается (выключает аудиозапись).
- Но отправиться в лес смогут только дети, которые хорошо знают приметы осени. А кто эти мальчишки и девчонки мы сейчас вместе и узнаем – поиграем в игру «Назови приметы осени».
Игра в кругу с мячом «Назови приметы осени».
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
- Первую примету назову я: осенью стало холодно
Дети:
- осенью пошли холодные дожди
- осенью иногда идет снег
-осенью улетают в теплые края птицы
- осенью дуют часто сильные ветры
- осенью исчезают насекомые – бабочки, муравьи, комары и т. д.
- осенью падают листья
- осенью люди убирают урожай
- осенью созревают фрукты, овощи, корнеплоды
- осенью люди одеваются в теплую одежду
- осенью много грибов
- осенью много облаков и мало солнца
-осенью может быть скользко.
- животные меняют шубку
Педагог : Молодцы! Все ребята знают приметы осени, значит, мы можем отправляться в путь все вместе. Сегодня, во время путешествуя, мы узнаем, что происходит в лесу осенью. Только на чем же можно отправиться в путешествие? (Ответы детей) Ребята я предлагаю на поезде. Потому что, он через несколько минут уже отправляется. Одевайтесь потеплее, на улице холодно.
Дети имитируют одевание
(Звучит аудиозапись «Поезд», дети идут друг за другом, положив руки на плечи)
Педагог : Станция «Лесная».
Педагог : Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
(На мольберте схемы «Правила поведения в лесу»)
Дети: Нельзя шуметь. - Нельзя ломать ветки. – Нельзя ничего рвать без разрешения. - Нельзя мусорить. – Нельзя обижать животных. - Нельзя разжигать костёр.
Педагог : Вот мы и на лесной поляне. Посмотрите, как здесь красиво, все тропинки усыпаны листьями. Обратите внимание, какие деревья растут поблизости. Давайте их назовем (Береза, дуб, рябина, клен)
Педагог : А чем же эти деревья похожи?
Дети: У них есть ствол, ветки, листья.
Педагог : Одним словом их можно назвать лиственные деревья. (хоровое проговаривание)
Возьмите, ребята, осенний листок, который вам больше нравится, и отнесите к тому дереву, с которого он опал.
Игра «С какого дерева листок?»
(Воспитатель поочередно спрашивает)
Дети: С берёзы – берёзовый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый, с рябины- рябиновый.
Педагог : Молодцы, все правильно назвали.
Проблемная ситуация «С какого дерева шишки?»
Педагог : Ребята, а с какого же дерева опали шишки? (с ели) Но мы видим, что поблизости ели не растут. Как же могли они здесь очутиться? (Белка принесла, сильным ветром занесло) Давайте мы их соберем и при возвращении в детский сад, сделаем из них поделки.
Педагог : Только вот, слышите? Почему в лесу так тихо?
Возможные ответы детей: Животные услышали нас и разбежались. Птицы уже улетели в теплые края, там у них будет достаточно пищи.
Педагог : Кажется, я кого-то вижу. Присядьте на пеньки, посмотрим кто же там. Дети присаживаются на стульчики, воспитатель открывает монитор, на котором поочередно появляются иллюстрации лесных животных.
Педагог : Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
Педагог : Друзья, как заяц готовится к зиме.
Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.
Педагог : Зачем зайчику белая шубка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.
Педагог : Шубка у зайца становится не только белой, но и теплой. Никакие морозы зайцу будут не страшны. Укрытием для зайца служит лежка. Так называется его дом. Это небольшое углубление в земле-ямка.
Педагог : В дупле живет, да орешки грызет. (Белка)
Педагог : Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Педагог : Верно. Развесит белка грибы на ветках деревьев, за осень они высохнут и зимой уже можно будет их сесть. Осенью у белки постепенно меняется мех. Из рыжего, становится серым и очень теплым.
Педагог : Как вы думаете, почему серым?
Дети: Потому что деревья серые.
Педагог : Так ей легче быть незаметной. Ну а если будет очень холодно, заберется белка в свое дупло, хвостиком теплым накроется, словно одеялом и не замерзнет.
Педагог : Ой, ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)
Педагог : Правильно, ребята. Это ёжик. А вы знаете, что ёжик делает
осенью?
Я вам сейчас расскажу. Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёж ест червей, лягушек и мышей. Ещё ёжик любит ягоды и грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.
Педагог : Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Педагог : Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест мед, ягоды. Они очень полезны, т. к содержат большое количество витаминов. Ловит рыбу в реке. Ест много, так он наращивает жир. Осенью он строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех у него становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет.
К зиме готовятся и лиса с волком. Мех у них меняется на более теплый. В спячку это животные зимой не впадают. Эти животные приспособилась добывать себе пищу даже зимой. Укрытием для лисы служит нора. А для волка –логово.
Педагог : Каким важным делом заняты животные? (Все животные готовятся к зиме)
Не будем мешать лесным обитателям. Давайте собираться, нам пора в детский сад.
Воспитатель включает аудиозапись «Поезд».
Куда мы с вами сегодня ездили? Что мы с вами делали в лесу? Что вам понравилось больше всего?
-Друзья, сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу, вспомнили названия осенних листьев и поиграли в игру «С какого дерева лист», вспомнили, как готовятся к зиме лесные жители. А еще, мы набрали целую корзину шишек. Давайте, смастерим из них поделки!