Анастасия Волкова
Совместная деятельность воспитателя и детей «Экспериментирование с воздухом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : подготовительная (6-7 лет)
Вид деятельности : познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
Тема: «Воздух и его свойства»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Форма организации: фронтальная, групповая
Публикация «Совместная деятельность воспитателя и детей „Экспериментирование с воздухом“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи образовательной программы
Воспитательные :
- Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с воздухом, работать в группе сверстников;
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Развивающие:
- Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом;
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром;
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Обучающие задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха;
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.
Ход совместной деятельности
1. Мотивационный этап Воспитатель организует детей.
- Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
- Давайте её откроем, что нам прислали?
- Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
- Что же нам прислали из страны Почемучек? (воздух)
- Правильно, а почему как вы думаете нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом? Они наверно хотят всё узнать о воздухе, правда? А что мы можем сделать для жителей этой страны?
- Правильно, мы с вами поможем им узнать всё о воздухе.
Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.
- Слушайте внимательно стихотворение.
-Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (животные, насекомые, птицы, рыбы, растения, люди)
- А теперь назовите, что относится к неживой природе? (воздух, вода, камни)
- Почему мы относим их к неживой природе? (потому что они не дышат)
-Ребята, напомните, что же в посылке прислали нам Почемучки? (воздух)
А как мы можем помочь Почемучкам? (исследовать воздух и рассказать им) Правильно!
- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить, какими свойствами он обладает». А для этого я предлагаю вам стать учеными исследователями. Ученые работают в помещении где много приборов для опытов. Кто-нибудь знает, как называется это помещение? (лаборатория)
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно слушать.
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию. Все лаборанты в лаборатории работают в специальной одежде. (одеваем фартуки)
- Все наши исследования мы будем отмечать в блокнотах.
Основная часть: эксперименты с воздухом.
- Ребята а вы знаете что такое воздух? А где есть воздух? А кто дышит воздухом? А можно жить без воздуха? Сделайте вдох, что вы вдохнули?
- Ребята, когда мы вдыхаем воздух, наши лёгкие наполняются воздухом. Мы это можем почувствовать с вами. Кладите руки на грудь и вдохните. Почувствовали?
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Воспитатель предлагает пройти детям к столам с оборудованием.
Опыт №1. Как поймать воздух?
-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь. Закрутите пакет. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Пакет изменил форму, он полон воздуха.
- На что похож пакет? (на подушку)
- Теперь развяжем пакет и выпустим воздух.
Что изменилось?
Пакет опять стал пустым.
- Интересно почему?
-Скажите, что случилось с пакетом? Каким стал пакет? (тоненький)
-Почему? (он сдулся и внутри него больше нет воздуха)
- Поймайте еще раз воздух в пакет, потрогайте его руками. Что чувствуете? (Как будто что-то есть в пакете).
Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравните, как прыгает надутый и не надутый мяч.
- А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (дует ветер)
- Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? (почувствовать) Почувствовать его, как легкий ветерок на коже лица.
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха :
Вывод: Воздух невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. Воздух можно почувствовать кожей.
-Давайте зафиксируем всё что мы сейчас узнали.
Опыт №2 Слышим воздух
- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (Ветер)
-Возьмите крышечки от фломастера и подуйте в нее с краю. Что вы слышите? (звуки)
-А еще у меня есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (ответы детей)
-Смотрите что я делаю: нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух. Что вы слышите?
- С помощью чего мы услышали воздух? (нам помогли колпачки от фломастера и шарик)
- Какой вывод мы сделали?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, упругий. Воздух можно услышать.
-Давайте зафиксируем всё что мы сейчас узнали.
Физминутка: Воздушный шар.
- Ребята, давайте немножко отдохнём.
Мы весело и дружно (дети маршируют)
Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)
Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом,
Улетел наш шарик – «ОХ»! (руки в стороны)
Опыт №3. Видим воздух.
-Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.
-Ребята, а вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
-Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (воздух находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)
- Что вы увидели? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно, а теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
- С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха то пузырьков мало.
- Так что мы зафиксируем в блокнот?
Опыт №4. Имеет ли воздух запах
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
- Да, чистый воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи других веществ.
- У меня на столе стоят баночки. Давайте определим по запаху, что в них находилось. Я буду подходить к каждому. А ваша задача понюхать и понять чей это запах.
1- чеснок, 2 – мандарин,3 – чистый воздух.
Что почувствовали, понюхав 1 баночку? А во второй, как вы думаете, чей запах? А в 3? Верно, в 3 баночке был чистый воздух, он не имеет запаха.
- Давайте зафиксируем в блокнотах.
Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №5. Имеет ли воздух вес?
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, имеет ли воздух вес?
- На палочке на одном уровне висят два воздушных шарика, т. е. они имеют одинаковый вес. Как вы думаете если один шарик лопнул, это значит из него вышел весь воздух. Вы согласны со мной? Как вы думаете он станет легче чем шарик с воздухом?
- Давайте мы это проверим.
Воспитатель показывает этот опыт.
Вывод: воздух имеет вес.
- Давайте зафиксируем всё что мы сейчас узнали.
Рефлексия Игра с шаром «Волшебный шарик»
- Давайте дружно встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
-Из исследования воздуха мы пришли к выводу что:
-воздух невидимый;
-воздух можно поймать;
-можно услышать;
-без запаха;
-воздух можно увидеть :
-он есть везде;
-воздух имеет вес.
-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
-Без воздуха ничто живое не может жить.
- Молодцы, мы с вами хорошо постарались сегодня, давайте посмотрим на нашу таблицу. Я предлагаю вам отправить таблицу в страну Почемучек по почте. Чтобы они знали, что такое воздух и его свойства.
- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё опыты с воздухом?