Светлана Дробинина
«Поющие колокола». Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: сформировать знания о колоколах, познакомить с историей колоколов и колокольных звонах на Руси, познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве, металле, их свойствах. Познакомить с разновидностью колокольчиков. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: впереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Публикация «„Поющие колокола“, Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: презентация «Поющие колокола», деревянные ложки, колокольчики, изделия из стекла, посылка, ноутбук.
Ход: - Дети, посмотрите, почтальон Печкин принёс нам посылку, посмотрите, что в ней лежит? (Колокольчики). А вы знаете, как появились колокольчики?
-А давайте я вам расскажу и покажу об этом фильм, пройдёмте в наш кинотеатр.
(Слайд 1).
-Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. (Слайд 2 цветок). Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы- колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
Звучат колокола.
-Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? (Слайд 3). (Чтобы созывать народ).
-Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Поэтому колокола русский народ любил, уважал, ценил, о них складывали загадки. Данила и Лера загадают нам такие загадки: «Кричит без языка, поёт без горла», «В церковь других созывает, а сам в ней не бывает».
- Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…. Как вы думаете, из чего делали колокола? (Подойти к столу, где лежат деревянные ложки, стеклянные предметы). Почему колокола не делают из дерева? (Колокол из дерева не был бы таким звонким (предложить поиграть на деревянных ложках).
-А может можно сделать колокольчик из стекла? Дети называют недостатки стекла (оно хрупкое, легко бьётся).
-Для отливки колоколов нужны красная и зелёная медь, олово. В глубокой яме стоит форма, туда колокольную медь заливают. Верёвки мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали.
- Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описанию прадедов
-Колокол словно живое существо. (Слайд 4). Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.
-Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. (Слайд 5,6,7). Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал свою фамилию на колоколе.
-А какой самый большой колокол? (Царь- колокол). (Слайд8,9). Как вы думаете, почему его так назвали? (Он самый большой и тяжёлый). Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-колокола, который никогда не звонил. Стоит Царь- колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.
- А теперь угадайте, где звенит колокольчик, с какой стороны?
Игра «Где звенит колокольчик?»
-Как вы думаете, отчего зависит звук колокола? (От языка, его величины). Правильно. Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Человек, который звонит в колокола, называется звонарём. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон- это целая наука.
Слушание колокольных звонов. (Слайд10,11).
- Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы. (Слайд12,13,14). Как вы думаете для чего? (чтобы колокольный звон было слышно далеко).
-В далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя. Когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.
-Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям и веселили душу человека, зимой в дороге своим звоном отпугивали голодных волков, такие колокольчики назывались поддужные. (Слайд15,16,17). Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики? (В колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки). - Правильно, вызывали слуг с помощью колокольчика, в деревнях вешали коровам и козам на шею, чтобы они не потерялись, такие колокольчики назывались ботало, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь. Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа. А сейчас Соня расскажет нам стихотворение:
Слышу вас, колокола, над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать – Россия!
-Колокольчики используют в оркестрах. А теперь послушайте песню, как в ней звучат колокола. (Слайд18).
- Хотите мы с вами поиграем колокольчиками? Послушайте у каждого колокольчика свой звук.
Игра в колокольчики : дети по очереди звонят в колокольчики и слушают звуки.
-Многие люди коллекционируют колокольчики. К нам в гости сегодня пришёл такой человек, это бабушка Богдана Лидия Фёдоровна и она расскажет о своих колокольчиках.
- Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Я вам дам колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте.
Список литературы:
«Комплексные занятия» старшая группа, автор – составитель Н. В. Лободина. Издательство «Учитель». Волгоград, 2011.
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в старшей группе. Издательство Мозаика – Синтез». Москва, 2011.