Наталья Вениаминовна Белозерчик
«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание
▼ Скачать + Заказать документы
МБДУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в старшей возрастной группе с использованием ИКТ на тему: «Колокола на Руси»
Автор: Белозерчик Наталья Вениаминовна воспитатель 1квалификационной категории, Архангельск 2012г.
Публикация «„Колокола на Руси“, Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание» размещена в разделах
Цель: - сформировать знания о колоколах колокольных звонах на Руси;
- познакомить детей с особенностями звучания колокола;
- дать знания о возрождении колокола в разное время;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок;
- наблюдение за цветами – колокольчиками на участке в детском саду;
- игры с музыкальными инструментами;
- сравнение колокольчика и музыкального колокольчика и др.
Ход занятия.
- Дети! Вы хотите сходить на лужайку?
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
- Дети! Посмотрите на этот необычно красивый цветок (слайд)
- Кто знает, как он называется?
- Послушайте стихотворение Алексея Толстого:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая.
- Существует легенда, что когда-то давным-давно, еще в конце 4 века, епископу Новоланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. От дуновения ветра они издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении (слайд 3).
- С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
- А знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
- Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали о пожарах и нападении врагов (слайд 4).
- Для отливки колокола требуются красная и зеленая медь, олово, железо и другие материалы.
- Перед отливом мастер и рабочие молились для благополучной работы.
- Для изготовления колокола готовили яму, обкладывали ее кирпичом и внутри устраивали печь для обжигания формы. В эту форму заливают колокольную медь. Поднимали колокол тоже с молитвой, обвязав колокол веревками (слайд 5).
- Звонари различают в колокольном звуке три главных тона (слайд 6). Первый слышен сразу вслед за ударом. Если он густой, ровный, то колокол считался хорошим. Второй тон – гул, который слышен через некоторое время после удара, распространяется гул не так далеко как звон, а держится в воздухе дольше. У хорошего колокола гул сильный. Третий тон – это неприятное звенье, звуковой дефект. Но мастер стремится добиться, чтобы этих дефектов не было.
- Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?
-Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.
- Церковные звоны делятся на 3 основных вида:
Благовест – три редких удара, медленных, а затем идут короткие, мерные удары, которые призывают к началу службы
Трезвон – несколько или все колокола вместе
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием. Звонарь перебирает все по очереди колокола.
Красный звон – целый день на большие праздники (слайд 7).
«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!
У ведущего два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.
- Самый большой колокол – Царь колокол (слайд 8, он весит 200 тонн,
его отлили в первые годы царствования Петра 1. над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
- В царствовании Николая 1 для колокольни Ивана Великого отливают колокола : «Большой успенский» (слайд 9) и колокол «Святого Иоанна» (слайд 10).
- Император Александр 2 пожертвовал Соловецкому монастырю колокол «Благовестник» (слайд 11).
- Для Храма Христа Спасителя было отлито 14 колоколов. Самый большой «Торжественный» и «Праздничный» (слайд 12).
- Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны.
Самый большой колокол «Сысой» и «Полиелейный», затем колокол «Лебедь». Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным для этой цели. Послушайте как звучит Красный звон колокола «Сысой» (слайд 13) и трезвон с благовестом (диск или через гиперссылку).
- Колокола для России стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм. Все события в жизни государства и Церкви освещались звоном колоколов.