Ризида Фарадисовна Хакимзянова
«Автопробег». Совместная деятельность со старшими дошкольниками по развитию элементарных математических представлений
▼ Скачать
Интегрированные области: социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Контрольно-учетное занятие по программе «Развитие» Л. А. Венгера.
Цель
определить у детей уровень развития умственных способностей и математических представлений.
Задачи
Образовательные:
Публикация «„Автопробег“, Совместная деятельность со старшими дошкольниками по развитию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
выявить уровень развития представлений о закономерностях образования чисел числового ряда;
выявить уровень овладения детьми действиями сравнения двух множеств предметов по принципу взаимно однозначного соответствия;
выявить уровень овладения действиями использования готовой графической модели в виде оси при определении порядкового номера предметов.
Развивающие :
способствовать развитию внимания, умения рассуждать, логического мышления, творческого воображения, пространственной ориентации.
Воспитательные:
способствовать развитию навыков бесконфликтного взаимодействия, воспитанию внимания к ближнему.
Материал
Демонстрационный:
- поднос с кругами 4-х цветов;
- изображения 4-х грузовых автомобилей – красного, синего, зеленого и желтого цветов (прикрепленных к столам) с прорезями в кузове для жетонов;
- 4 полянки (перед столами);
- 4 конверта (с бабочками и цветами – для выполнения действиями сравнения двух множеств предметов по принципу взаимно однозначного соответствия);
- маршрут (в виде круга с обозначенными пунктами);
- иллюстрация со множеством машин (4-ре из которых окрашены тоже в те же цвета, что и большие изображения машин у детей);
- числовой ряд (на магнитной доске);
- карточки: … < 7 ; … = 7 ; … > 6
- карточка (алгоритм для игры «Блоки Дьенеша»);
- коробка с жетонами (4-х цветов);
- ось – (на доске) с делениями.
Раздаточный:
- 4 конверта с цифрами (от 0 до 10) и знаками сравнения
(«<»; «>»; «=»);
- 4 листочка с числовыми осями;
- 4 подноса с разложенными деталями-блоками
(из игры «Блоки Дьенеша»);
- цветные карандаши соответствующих 4-х цветов машины – по 4 на каждый стол.
[Все дети делятся на 4 группы, выбирается капитан в каждой команде. За каждое выполненное задание команда получает жетоны (по цвету автомобиля, которые прикрепляются на кузов. По количеству жетонов (полученного груза знаний) определяются победители. ]
Ход занятия
I Игровой момент:
• Отправка в путешествие. Определение вида транспорта.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Мы тоже с вами сегодня отправляемся в путешествие. А вот на каком виде транспорта попробуйте угадать:
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
(автомобиль)
- Поедем группами. У каждой группы будет своя легковая машина определённого цвета. А вот какого – выбирают капитаны групп – ведь именно они будут сегодня водителями.
• Выбор цвета машин (выбирают на блюдечке круг определённого цвета – жёлтого, красного, зелёного или синего); груз – жетоны (круги) тех же цветов, что и цветовая гамма машин (- это знания детей).
- Двигаться по дорогам нашей страны будет нам помогать карта движения.
II Посадочная остановка:
• Восстановление числового ряда («Сдают на права» – на право вождения автомобиля и отправления в загадочное путешествие).
III Остановка грамотеев:
• Выполнение заданий по числовому ряду:
- Показать карточку с цифрой, обозначающей число на 1 меньше 9-ти? (8)
- Показать карточку с цифрой, обозначающей число на 1 больше 4-х? (5)
- Показать карточку с цифрой, которой можно заполнить пустоту?
… < 7 (0,1,2,3,4,5,6)
… = 7 (7)
. > 6 (7,8,9,10)
IV «Улитка» :
• Игра «Улитка» проводится с помощью дидактической
игры «Блоками Дьенеша»
(дети получают подносы с блоками – это товар, который надо быстро «продать» : одна пара детей выставляет свой «товар» (например, красный большой толстый прямоугольник, а другая пара ребят должна подобрать на своем подносе «товар» - деталь, похожую хотя бы по одному из 4-х признаков; например, тоже прямоугольник, но синий. Учитывается быстрота, безошибочность, обязательна смена признака «товара».)
V «Зеленая полянка» :
1). Физминутка:
- Мы подпрыгнем столько раз – сколько машин у нас. (4)
- А присядем столько раз – сколько фар у всех машин сейчас. (8)
- Покружимся столько раз – сколько зеркал у машин сейчас. (3 – так как у последней машины зеркало не нарисовано) (Упражнение направлено на развитие внимания).
2). Упражнение на пересчет предметов, определение количества, обозначение неравенства или равенства знаками сравнения (совместная деятельность) :
- Разложите цветы, а затем бабочек так, чтобы было видно чего больше, а чего меньше.
(Из конвертов дети выкладывают цветы и бабочек).
- Снизу обозначьте цифрами количество предметов и поставьте между цифрами знак сравнения.
7 цветов < 9 бабочек (у зелёной машины)
10 цветов > 6 бабочек (у красной машины)
8 цветов = 8 бабочкам (у синей машины)
9 цветов > 6 бабочек (у жёлтой машины)
VI «Автострада» :
• Работа с числовой осью:
- По последним сводкам инспектор полиции передал следующие данные:
«По шоссе движутся машины. Обозначьте дугой машину своего цвета - карандашом соответствующего цвета.
А теперь обозначьте дугами машины других цветов – с помощью карандашей соответствующих цветов».
(Рассказ сопровождается показом на доске большой иллюстрации с изображением множества машин,
но 4 из них должны быть окрашены в те же цвета, что и большие изображения машин у детей. Педагог показывает движения машин на числовой оси).
VII Конечная остановка:
- Какая машина на конечную остановку прибыла самой нагруженной? (дети производят подсчёт количества грузов на своих машинах)
- Почему?
- Давайте поблагодарим их за хорошие знания.
- Почему другие машины немного отстали? На какой остановке вы загрузились не полностью? Почему?
- Спасибо всем за активность и желание показать свои знания.
(все дети получают призы – раскраски).