Компанейцева Ирина
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа
▼ Скачать + Заказать документы
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф. И. О. ребенка
• Иванов Иван Иванович
Дата рождения
• 00.00.0000г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
• компенсирующей группы;
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дошкольная группа:
Публикация «Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
• подготовительная к школе группа;
Режим пребывания:
• группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
• нет;
Заключение и рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование :
• нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста;
Образовательная программа :
• адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
Конкретизация категории ОВЗ:
• ПрАООП ДО для детей с ЗПР
Психолого-педагогическая характеристика • Внешний вид ребё нка: Опрятен
• Исследование движений и действий: общая моторная неловкость
• Состояние эмоционально-волевой сферы: неуравновешен, медлителен
• Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Значительно ниже возрастной нормы
• Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: значительно ниже возрастной нормы
• Особенности речевой деятельности: нарушены все компоненты речи
• Состояние игровой деятельности: соответствует возрасту
• Состояние продуктивной деятельности: ниже возрастной нормы
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с ЗПР
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии.
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
• В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование - инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
• В группах оборудуются уголки для снятия психологического напряжения.
• Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
• Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.).
Архитектурная среда и учебное пространство
Среда включает следующие диагностические и образовательные модули :
• Коррекция и развитие психомоторных функций у детей
• Коррекция эмоциональной сферы
• Развитие познавательной деятельности
• Формирование высших психических функций
• Развитие коммуникативной деятельности
Специальное оборудование
Для ребенка с задержкой психического развития необходимы различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации, схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок.
• Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ • Пять дней в неделю, полный день
Соматическое состояние • Первая группа здоровья
Рекомендации специалистов медицинского профиля • Отсутствуют
Противопоказания • Отсутствуют
Взаимодействие специалистов ОУ • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом
• Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом
• Рекомендованы занятия с педагогом-психологом
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО) :
• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
• ПрАООП ДО для детей с ЗПР
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
• Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
• Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др. ; под. ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
• Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко и др. ; под общ. ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2003. – Кн. 1.
• Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. – М. : Владос, 2001.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на год
Месяц Модуль АООП, задачи Развитие деятельности и коррекция психических процессов Игры и упражнения
Сентябрь Адаптационный период Диагностика
Октябрь 1. Развитие внимания
1. Развивать способность к переключению внимания
2. развивать концентрацию внимания
3. развивать произвольное внимание
4. развивать объем внимания
5. развивать произвольное внимание
" Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное" (растения, обувь и т. д.)
"Встань, если услышишь слово, обозначающее растение" (одежда, транспорт, и т. д.)
"Найди отличия", "Что неправильно", "Что задумал художник", "Что недорисовано",
Ноябрь-декабрь 2. Развитие восприятия
6. развивать восприятие геометрических фигур
7. развивать точность восприятия
8. развивать цветоразличение
9. развивать восприятие длительности временного интервала
10. развивать представления о частях суток
11. развивать пространственные представления
12. развивать наблюдательность
13. развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
14. развивать гибкость ума и словарный запас
15. развивать сообразительность Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники" и т. д.
"Расставь точки на своей карточке, так как ты видел"
"Найди пару", "Найди такой же", "Раскрась фигуры", "Копирование образца", "Найди такой же предмет", "Рисую палочки", "Расставь значки", "Назови фигуру", "Геометрическое лото", "Нарисуй фигуру, которую я назову", Танграм", "Закрой фигуры", "Угадай, что хотел нарисовать художник", "Радужный хоровод", "Уточним цвет предметов", "Цветное лото", "Найди пять предметов одного цвета", "Рассматривание часов, движения секундной стрелки", "Разложи картинки", "Назови время года", Покажи правую руку, левую ногу и т. д. ", Какая игрушка стоит перед мишкой и т. д. ", "Нарисуй в центре треугольник, справа круг и т. д. ", "Посмотрии найди предмет круглой формы",
Март 3. Развитие памяти
16. увеличивать объем памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
17. развивать приемы ассоциативного и опосредовательного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
"Четвертый лишний", "Найди отличия", "Назови слова, обозначающие деревья, слова относящиеся к спорту и т. д. ", "Говори наоборот", "Бывает - не бывает", загадыванте загадок, "Я положил в мешок", "Посмотри внимательно на фигуру и сделай такую же", "Перескажи сказку", "10 слов" ( запоминание слов с использованием смысловой системы: свяывание слов в один сюжет,
Апрель 4. Развитие воображения и творческих способностей
5. Развитие тонкой моторики рук 18. развивать воображение и творческие способности
19. развивать тонкую моторику рук "Пантомима"(изобразить жестами, мимикой какой-либо предмет, "Дорисуй", "Рисование по точкам", "Комбинирование" (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур, "Что будет, если.)
"Обведи контур", "Угадай кто я", "Гребешок", ""Лесенка", "Колечки"
май Итоговая диагностика
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ :
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область : Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Мониторинг детского развития
Начало года Середина года Конец года
1 этап организации образовательной деятельности
Ребенок адаптируется в условиях группы. Азбука для мальчиков
Болтушки-хохотушки
Все гости к нам 2
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Отважный Фридрих
Дедушка в аэропорту 2
Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. Капризная Марта
Именины у Кристины 2
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. Бюро находок 2
2 этап организации образовательной деятельности
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Кто прав?
Хитрые вопросы 2
В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер. Болотная свадьба
Угадай профессию 2
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. Рюкзак туриста
Королевский указ 2
3 этап организации образовательной деятельности
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. 5 хороших дел
Кушать подано 2
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. Весёлый город
Наши превращения 2
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. Рабочий инструмент
Моя халва 2
3.2.2Б. Образовательная область : Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Мониторинг детского развития
Начало года Середина года Конец года
1 этап организации образовательной деятельности
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. Эхо в горах 2
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Рабочий инструмент
Фея
Снеговик-слоговик 2
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. Артикуляционная гимнастика
Болтушки-хохотушки
Лишний слог
Какэточитать 2
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Корзинка для бабушки
Твоё ТВ 2
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Сыщик идёт по следу - 1
Приключения Буратино - 1 2
2 этап организации образовательной деятельности
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Удар-гол
Сказочная ошибка 2
Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Бюро находок 2
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Бабушкины запасы 2
Повторяет двустишья и простые потешки. Азбука для мальчиков
Мечта поэта 2
3 этап организации образовательной деятельности
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. В гостях у сказки
Танцы с папуасами 2
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Бабушкины запасы 2
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Бюро находок
Прогулки с привидениями 2
Демонстрирует навыки фонематического восприятия. Птенцы в беде
Попугай
Аленький цветочек
Весёлые рыбаки! 2
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Срочная почта
Фигурное катание
В гостях у Джинна
Богатый улов
Все гости к нам 2
3.2.2В. Образовательная область : Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Мониторинг детского развития
Начало года Середина года Конец года
1 этап организации образовательной деятельности
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. Кто лишний? 2
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». Дружные гусеницы
Болотная свадьба
Пират и клад 2
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Бобр добр
Беличий переполох
Весёлый курятник 2
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. На горном склоне
Карибский круиз 2
2 этап организации образовательной деятельности
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. Тряпки по порядку
Бюро находок
Прятки под шапкой
Сейф с секретом 2
Учится считать до 5 (на основе наглядности, называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Звонок другу
Магазин игрушек
Как считают индейцы
Как вычитают индейцы
Диета для Обжоры 2
Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик, некоторые детали конструктора. Отпадный пряник
Фокус-покус 2
3 этап организации образовательной деятельности
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. День Барона
Поезд-неделька
12 месяцев 2
Узнает реальные явления и их изображения : контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). Что сначала?
Беличий переполох 2
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. 12 месяцев
Чудеса на полянке
Пират и клад 2
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Рюкзак туриста
Фея
Королевский указ 2
3.2.2Г. Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Мониторинг детского развития
Начало года Середина года Конец года
1 этап организации образовательной деятельности
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Ворона и лисица 2
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Таинственная картина 2
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Незаконченная картина 2
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Любовь-морковь
Мечта поэта 2
2 этап организации образовательной деятельности
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Не будить до весны
Привет планетам 2
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Азбука для мальчиков
Ленивый богатырь 2
Появляется элементарный предметный рисунок. Невнимательный художник
Лабиринты Али-Бабы 2
3 этап организации образовательной деятельности
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Вокруг мира на плоту
Сладкий дом 2
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Ручные привидения
Музыкальная школа 2
Подпевает при хоровом исполнении песен. Слогодэнс 2
3.2.2Д. Образовательная область : Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Мониторинг детского развития
Начало года Середина года Конец года
1 этап организации образовательной деятельности
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Дорожные работы 2
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Новосёл 2
2 этап организации образовательной деятельности
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Фея 2
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Древний спорт 2
Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений. Ручные привидения
Бежит-лежит 2
3 этап организации образовательной деятельности
Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма. Болтушки-хохотушки
Ловкая Л 2
Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви. Бегом за жуком
Конструктор картинок - 2 2
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях подготовительной к школе группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка Задачи Методические приемы и используемые технологии
Нарушения мелкой моторики ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие» • Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации. • Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.
Быстрая истощаемость Все образовательные области • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий. • Частая смена видов деятельности.
Нарушения внимания ОО «Познавательное развитие»
ОО «Физическое развитие» • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции внимания портала Мерсибо.
• Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.
• Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников.
Нарушения памяти ОО «Речевое развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие» • Расширение объема двигательной памяти.
• Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
• Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
• Расширение объема зрительной памяти. • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.
• Игры по типу «Меморин» с психологом.
• Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления ОО «Познавательное развитие» • Развитие образно-логического мышления.
• Развитие элементов словесно-логического мышления.
• Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности. • Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий.
• Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
• Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо.
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования ОО «Художественно-эстетическое развитие» • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему. • Конструирование в паре со взрослым и сверстником.
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста
Педагогическая помощь • 4 занятия • умножить количество занятий в неделю на 36 • Групповые занятия
• Индивидуальные занятия
Коррекционно-педагогическая помощь • 4 занятия • умножить количество занятий в неделю на 36 • Подгрупповые занятия
• Индивидуальные занятия
Психологическая помощь • 1 занятие в неделю • 36 занятий (учебных часов) в год • Групповые занятия
Логопедическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия
• Индивидуальные занятия
Музыкальные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия
Физкультурные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Тематические встречи
• Открытые занятия
• Родительские собрания
• Индивидуальные консультации В течение года
Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов
• Введение гостевого режима в группе
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Тематические встречи
• Открытые занятия
• Родительские собрания
• Индивидуальные консультации
• Совместные поручения с детьми В течение года
Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами
• Организация экскурсий в школу В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе
Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля
ОО «Физическое развитие» 2
ОО «Познавательное развитие» 2
ОО «Речевое развитие» 2
ОО «Социально-коммуникативное развитие» 2
ОО «Художественно-эстетическое развитие» 2
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Методист:
___ ФИО: ___
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:
___ ФИО: ___