Департамент труда и социальной защиты
Советы специалистов Центра содействия семейному воспитанию: как принять ребенка в семью
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-1596105668
Столица уже несколько лет следует курсу на семейное устройство детей, оставшихся без родителей. Приемных семей в городе становится все больше и больше. Среди них немало тех, кто принимает на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с ментальными нарушениями. Такая семья может нуждаться в особенной поддержке специалистов. Любую проблему всегда легче предотвратить или решить на ранней стадии. О том, как это делается в ЦССВ «Маяк», как помогают таким семьям, рассказывают специалисты отдела содействия семейному устройству, сопровождения кровных и замещающих семей.
Темочки:
Дополнительный курс в Школе приемных родителей поможет оценить свои ресурсы
Мотивы, побуждающие людей стать приемными родителями, могут быть самыми разными. Кто-то не может иметь детей кровных и видит в ребенке из ЦССВ возможность реализоваться как родитель. Другие люди берут ребенка ради самого ребенка, они искренне хотят помочь ему, дать шанс на семью, изменить его жизнь к лучшему.
Приемным родителям нужно помнить, что принятие ребенка — это большая ответственность, это практически на всю жизнь (по крайней мере, ответственность за судьбу ребенка – до совершеннолетия).
Немало семей решается принять на воспитание в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с ментальными нарушениями.
Психологи ЦССВ «Маяк» рекомендуют таким семьям пройти курс обучения в Школе приёмных родителей по дополнительной программе, в рамках которой готовят будущих приемных родителей для детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Необходимо познакомиться с особенностями развития и поведения таких детей, узнать, как правильно ухаживать за ними, к каким специалистам надо обращаться для успешной адаптации ребенка в социуме. А самое главное – этот курс поможет оценить свои возможности и ресурс всей семьи для преодоления тех трудностей, с которыми можно столкнуться при адаптации и воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитывать приемного ребенка довольно сложно и не каждому это под силу. Недопустимой будет ситуация, если ребенка сначала берут в семью, а спустя некоторое время возвращают в ЦССВ. Для ребенка это будет еще одной психологической травмой и предательством. Поэтому перед тем, как взять на воспитание приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, психологи ЦССВ «Маяк» рекомендуют будущим приемным родителям хорошо рассчитать свои силы.
Это страшное слово «адаптация»
После переезда к приемным родителям ребенку понадобится некоторое время на адаптацию к новым условиям жизни. Также и родителям необходимо привыкнуть к новому члену семьи.
«Приемным родителям нужно быть готовым к тому, что привыкание ребенка к новой обстановке часто сопровождается капризами и агрессией в адрес других членов семьи. И в этом случае взрослым необходимо проявить понимание», – советует социальный педагог ЦССВ «Маяк» Анастасия Губжокова.
Первое время воспитание приемных детей требует от родителей много сил и терпения. Но когда наиболее сложный период адаптации пройдет, и ребенок вновь обретет спокойствие и доверие к миру, он начнет привыкать к новому образу жизни и к своей новой семье. Полностью процесс адаптации ребенка может продлиться от трех до пяти лет, поэтому родителям следует запастись терпением, окружить ребенка заботой и любовью.
Но всякая ли приемная семья способна на это? Многие семьи успешно справляются. Но различные жизненные обстоятельства могут повлиять на благополучие и покой семьи. Кому-то необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны специалистов. В зависимости от характера проблем специалисты оказывают семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь.
От принятия помощи – к самостоятельному преодолению трудностей
Для ранней профилактики неблагополучия в приемных семьях требуется взаимодействие нескольких организаций: органов опеки и попечительства, службы сопровождения приемных семей, образовательных учреждений.
Семьи могут сами обратиться за помощью, написав соответствующее заявление в Центре.
Сначала специалисты просто наблюдают за взаимоотношениями в семье, потом определяют уровень педагогической компетентности приемных родителей, составляют социальный паспорт приемного ребенка, проводят индивидуальные консультации по преодолению конфликтных ситуаций, разрабатывают программу работы для других специалистов, в том числе психологов.
Психолог устанавливает контакт с членами семьи. Приемные родители описывают ему конфликтную ситуацию, причины ее возникновения, а он задает вопросы уточняющего характера.
Психолог помогает посмотреть на ситуацию с разных сторон и увидеть ее решение. Такой подход позволяет выявить «проблемные» зоны у каждого члена семьи, во взаимоотношениях (супружеских, родительских, детско-родительских) и в семейной системе в целом.
Также специалист дает индивидуальные консультации семьям, проводит беседы и посещает на дому. Проводит он и групповую работу с семьями: рассказывает об особенностях психического развития детей в разные возрастные периоды, о специфике отношений между родителями и детьми, обсуждает конкретные ситуации вместе с семьями. Участники таких встреч вместе смотрят видеоматериалы и могут высказаться после просмотра. Психолог проводит небольшие ролевые игры, тренинговые занятия.
После преодоления семейного кризиса специалисты отдела постепенно предлагают членам семьи переходить к самостоятельному решению проблем. При стабилизации ситуации они продолжают поддерживать доверительные отношения. После окончания активной работы - помогают только по запросу. При этом социальные педагоги и психологи наблюдают за состоянием приемной семьи, взаимоотношениями между ее членами.
«Приемным родителям необходимо помнить о том, что в жизни каждого ребенка-сироты случилось тяжелое событие – он потерял семью и родителей. Совсем маленькие дети (до года-двух) могут не помнить об этом осознанно, но, тем не менее, это оставляет след в их душах: у малышей может развиться расстройство привязанности. Дети постарше переживают, как правило, сильный стресс, страх, боль потери одной из основ своей жизни. Это все сказывается не только на их развитии, но и на психологическом состоянии, восприятии мира и себя в нем», – подводит итог психолог отдела содействия семейному устройству, сопровождения кровных и замещающих семей ЦССВ «Маяк» Екатерина Малышкина.
Задача родителей – понять и принять своего ребенка, помочь ему преодолеть последствия травмирующих событий. А специалисты всегда готовы помочь семьям в этом.