Мария Кузнецова
Советы родителям во время самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
Вынужденная самоизоляция – довольно серьезное ограничение для каждого из нас. Взрослый человек в длительной изоляции подвержен тревоге, страхам и агрессии. В этой ситуации сложно представить, каково приходится детям.
Что происходит с детьми в самоизоляции
В вынужденной самоизоляции у детей пропадает возможность удовлетворять некоторые психологические потребности, которые раньше удовлетворялись простым выходом из дома и ежедневным общением с окружающей средой. Ребенок гораздо больше взрослых страдает от «жажды впечатлений» : вне изоляции он получал их в детском саду, во дворе, общаясь со сверстниками или просто наблюдая за внешним миром. В условиях, когда он не может покинуть дом, впечатления становятся однобокими, при этом преимущественно негативными
Публикация «Советы родителям во время самоизоляции» размещена в разделах
«Если ребенок не выходит за пределы квартиры, комнаты, если его постоянно одергивают родители «Не бегай!», «Успокойся!», если его движения ограничены, а родители не могут занять его (в силу занятости дистанционной работой или простого неумения, то ребенок страдает. Это может вылиться в депрессию или проявиться в повышенной возбудимости и даже агрессивности».
Как пережить самоизоляцию с детьми без потерь
Однако, в самых экстремальных ситуациях напряжение ребенка не бывает катастрофическим, если он чувствует близость и внимание родных. Вот несколько советов о том, как вести себя с детьми, чтобы они пережили происходящее с минимальными потерями для своей психики:
• Уделите больше времени ласке
Если ребенок маленький, ему особенно важно чувствовать близость родителей, ведь это позволит ему ощущать себя под защитой и в безопасности. Детям более взрослого возраста также необходимо родительское тепло : найдите время лишний раз обнять своего ребенка. Кстати, тактильный контакт поможет и родителям если не избавиться, то хотя бы снизить весь переживаемый стресс.
• Дайте возможность ребенку получать новые впечатления
Дефицит впечатлений действительно сильно сказывается на психологическом благополучии детей. Посмотрите вместе интересный фильм, откройте семейный фотоальбом и рассмотрите каждую фотографию, послушайте детские песни, приготовьте что-то вкусное, что никогда не готовили или делаете очень редко. Любые новые впечатления будут полезны для всех в режиме вынужденной изоляции.
• Расскажите о чем-то новом
Помимо новых впечатлений детям важно ежедневно усваивать новую информацию. Полистайте вместе энциклопедию, прочитайте сказку, обсудите происходящие события, расскажите собственные истории из прошлого (например, истории, когда малыш был совсем маленьким).
• Дайте ребенку возможность общаться
И речь идет не только об общении с родителями. Для ребенка важно общаться со своими сверстниками. При возможности можно для него организовать общение по скайпу с другом со двора или подругой из детского сада. Можно организовать какую-то совместную творческую работу (рисовать, лепить и т. п.) Не забывайте и сами общаться с ним.
• Объясните происходящее
Здесь важно учитывать, насколько ребенок способен понять то, о чем вы ему расскажете. Старшим детям стоит говорить об опасности и объяснять, как себя вести, младших тоже нужно знакомить с тем, что в мире существуют опасности, только не пугать, а преподносить это в игровой форме.
«Дайте возможность понять, что изоляция – это вынужденная мера, социальная обязанность любого разумного человека. Так происходит усвоение общественных целей, усвоение человеческих ценностей».
Помните, игнорировать происходящее бессмысленно и даже опасно, потому что ребенок так или иначе получит информацию (телевизор, интернет, разговоры между родителями). И если он не получит разъяснения из авторитетных источников (а самый авторитетный источник - это, конечно, родители, то он будет понимать все происходящее как сможет.
Сейчас самое благодатное время для правильного режима дня. Все могут вдоволь высыпаться, чего не сделаешь в обычном режиме. С самого детства у нас копится дефицит сна: в садик, в школу, в вуз, на работу. У выспавшегося человека ниже уровень гормонов стресса, он лучше соображает. Сон важен для укрепления иммунитета и здоровья организма!
Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему ритму
1. Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, проветривать комнату; соблюдать режим дня и питания и т. д., то все будут здоровы!». Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.
2. Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты был простужен? Потом ты выздоровел. Все будет хорошо и на этот раз».
Уважаемые родители, надеюсь данная информация будет для Вас полезна!
Всем здоровья и добра!
Cоветы родителям во время самоизоляции.
Самоизоляция — профилактическая мера, которая позволяет избежать распространения инфекции в период заболевания. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период самоизоляции.
1. Эмоциональное состояние ребенка зависит от состояния взрослого. Чтобы уберечь себя и свою психику от «массовой тревожности», нам необходимо сохранить нормальную способность к суждению и не впадать в одержимость. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей. Замечайте каждый день то, что вызывает у вас позитивную эмоцию (аромат кофе, солнечное утро, любимая песня).
2. Не листайте бесконечно ленту новостей. Наша психика воспринимает негативную информацию как угрозу. Это усиливает стрессовую реакцию, которая не получает выхода. Длительный стресс ослабляет иммунную систему, делая организм восприимчивым к инфекциям.
3. Мамы, чрезмерно тревожные за своих детей, обратите внимание на себя, свои желания, чувства. Покажите пример своим детям – как даже в ограниченном пространстве можно жить счастливо и полноценно. Переключиться с тревоги на уверенность можно в любой момент. Сместите фокус вашего внимания на то, что вы сами можете контролировать в своей жизни и на то что раньше не хватало времени. Например, рацион питания и занятие спортом для укрепления иммунитета; разгрести залежи в шкафах; почистить память смартфона и ноутбука; посадить цветы; пересмотреть любимые фильмы дома; экспериментировать с рецептами блюд; наладить с детьми эмоциональную близость, говорить «я тебя люблю», вместе поиграть, обсудить кино или книгу, испечь пирог, порисовать и т. д.
Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома. Ведь для детей эта ситуация еще более стрессовая, чем для взрослых! У взрослых уже есть опыт как пережить ту или иную жизненную ситуацию. А ребенок пока ограничен в этом. Для этого родителям необходимо :
• Сохранять, поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
• Регулярно общайтесь, с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Делитесь своими мыслями, рассказывайте истории из жизни, о преодолении вами трудных жизненных ситуаций. Дети, которые чувствуют поддержку справляются со стрессом успешнее.
• Поощрять физическую активность ребенка. Например, физические упражнения, пение, танцы… Поддерживайте режим дня ребенка (сон, режим питания). Важно, чтобы вставал и ложился в привычное время. Важно сохранить привычный режим жизни, иначе будет трудно вернуться к прежнему порядку. Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, говорить нужно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда нужно, проветривать комнату; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины, то все будут здоровы!». Переводите ответы в рекомендации.
Чем же занять детей дома?
Пазлы. Если малыш маленький, то пазлы могут состоять из 2-3 деталей.
Рисуем! Используйте акварель, пальчиковые краски, гуашь, муку, песок. Расстелите на полу ватман и творите вместе. Рисуйте кисточками и карандашами, ладошками и ватными палочками, губкой для посуды.
Поиск клада. Берем 3-4 пластиковых банки, наполняем их крупами, прячем на дне каждой небольшую игрушку.
Делаем бусы! Берем крупные бусины, колечки-макароны, маленькие бублики и т. д. Делаем бусы в подарок маме, бабушке, сестре.
Бег с шариками из пинг-понга или легким мячиком.
Укладываем шарик в ложку и даем задание – добежать до папы на кухне, удержав шарик на ложке.
Кот в мешке. Складываем в тканый мешок 10-15 предметов. Задача малыша: засунуть руку в мешок, взять 1 предмет, угадать, что это.
Делаем крепость. Постройте «замок» из стульев, покрывал, диванных подушек. В крепости можно читать сказки про рыцарей.
Кегельбан на дому. Расставляем пластиковые кегли или пластиковые бутылки, в линию возле окна и сбиваем их мячиком.
Неведома зверушка – вернисаж! Нарисовать на листе что угодно с закрытыми глазами, из получившегося нарисовать сказочного зверя и раскрасить.
Самая высокая башня. Соревнования на самую высокую башню. Главная идея состоит в том, что пребывание дома – не «наказание», а ресурс для освоение новых навыков, получения знания, для новых интересных дел, общения друг с другом!
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИЗОЛЯЦИИ
Не теряйте время пока вся семья вынуждена оставаться в изоляции на карантине. Используйте его максимально полезно для себя и детей.
Если ребенок спрашивает, почему вы не можете выйти на улицу прогуляться или сходить в гости к родным и друзьям, не скрывайте от него правды. Доступными словами объясните ребенку, что происходит в мире и какие правила необходимо выполнять в целях профилактики.
Соблюдайте режимные моменты (своевременный дневной и ночной сон, чередование нагрузки и динамических пауз. Постарайтесь максимально приблизить режим с существующему в ДОУ.
Продолжайте во время карантина заниматься с ребенком, но не забывайте, что дошкольник обучается в игре.
Занимаясь домашними делами, подключайте к выполнению посильных задач ребенка. Желание ребенка участвовать в том, что делает мама естественно. Можно предложить ребенку протереть мебель от пыли, накрыть на стол, развешать вещи и прочее. Обыгрывайте ситуацию и не забывайте хвалить ребенка, тогда такое занятие будет приносить обоим удовольствие. Когда моете посуду, наберите в глубокий тазик немного воды для ребенка, помесите туда детскую посуду и предложите ребенку губкой ее помыть.
Дети раннего и дошкольного возраста любят игры с предметами, которые часто используются в быту. И я хочу вам предложить несколько таких игр.
Игры с прищепками
Для игры понадобятся прищепки разных цветов и размеров и плоскостные картонные фигуры. Ребенок прицепляет прищепку к фигурам и создает разные образы. Пофантазируйте вместе с ребенком.
Игры с фольгой и пищевой пленкой
Вы вместе с ребенком заворачиваете в фольгу или пищевую пленку разные предметы (это могут быть как различные предметы, так и овощи, фрукты и т. п.).
Затем ребенок должен, не разворачивая фольги, угадать предмет.
Игры с крупой
Наполните большой контейнер любой крупой, дайте ребенку маленькую лопатку, ведерко и разные емкости для пересыпания крупы. Ребенок сможет там играть, как в песочнице. Можно предварительно спрятать мелкие игрушки (киндер) в крупе и попросить ребенка отыскать их.
Игры с соленым тестом
Смешайте вместе с ребенком муку с солью, добавить воду и замесите тесто. Тесто быстро засыхает, поэтому его нужно замешивать небольшими порциями. Теперь из него можно лепить разные фигурки, и оно абсолютно безопасно для ребенка.
Игры на сортировку
Сортировка предметов - это интересное и полезное занятие для детей. Пуговицы, камушки, ракушки, каштаны, шишки, открытки ребенок под вашим присмотром раскладывает по кучкам.
Найди парный предмет
Возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на части разной величины.
Не глядя, ребенок должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.
Для более старших детей интересными будут игры по типу квеста. Спрячьте предмет или сладости в определенном месте квартиры и нарисуйте ребенку схему нахождения, пусть ваш ребенок ищет. Либо можно вспомнить старую, но очень интересную игру «Тепло, холодно».
Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, поэтому необходимо включать и динамичные игры.
Хорошим вариантом подвижных игр дома могут стать игры на подражание.
Предложите ребенку интересную зарядку, в которой он может подражать вашим действиям или изображать что-либо. Изображать можно все что угодно:
• игрушки (юлу, неваляшку, мяч);
• животных (зверей, птиц, насекомых);
• транспорт (велосипед, самолет, машину, поезд и так далее) и т. д.
Можно показывать движения, а ребенок за вами повторяет, либо ребенок вытягивает карточку с изображением или написанным словом и сам придумывает, как можно показать.
Одним из вариантов подвижных игр могут стать танцы. Кроме того, существует огромное количество физкультурных минуток в стихах, которые можно выполнять вместе с ребенком в качестве динамический пауз.
И, конечно, это может стать прекрасным временем для сплочения всей семьи и проведения теплых вечеров. Можно всей семьей сесть за создания семейного фотоальбома. Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, братьев и сестер. Откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто это снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки. Можно попросить ребенка придумать названия к каждой фотографии.
И не забывайте читать книги. Можно проигрывать сюжеты, создавая персонажей из различных материалов: бумага, пластилин, платки и пр. Хорошим и увлекательным вариантом проигрывания сказки может стать теневой театр. Персонажей в таком театре можно делать с помощью рук или сделать шаблоны из бумаги.
Помните, ситуация вынужденной изоляции может стать стрессом для всех членов семьи, а может и укрепить близкие отношения в семье, сделав их более теплыми и доверительными.