Роза
Советы родителям «Как сформировать безопасное поведение у ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЗАПОМНИТЕ: Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.
1. Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы сформировать представления детей о том, как следует поступать в различных жизненных ситуациях. Побеседуйте о том, почему заснула Мертвая царевна, съев яблочко, как оказался в пруду с пиявками Буратино, отчего возник пожар в Кошкином доме. Проиграйте эти ситуации с ребенком. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят». Затем можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.
Публикация «Советы родителям „Как сформировать безопасное поведение у ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Темочки
2. Настольно-печатные или словесные игры помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, о мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Для игр-занятий с ребенком можно воспользоваться этими изданиями
Учтите, что говорить с дошкольниками и играть в игры на темы безопасности следует не более 20-25 минут в день с детьми 5 – 7 лет, и 5 – 10 мин. с детьми 3 – 5 лет.
3. Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для формирования у детей правильных представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Для этого демонстрируйте детям правильный образец при переходе улицы, обучайте правильному обращению с бытовыми предметами в процессе ежедневных трудовых поручений, обращайте особое внимание на меры предосторожности при работе с ножницами, иголкой, электроприборами.
Помните, что лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых.
4. Можно предложить ребенку схематично изобразить квартиру, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Каждую зону необходимо будет описать, то есть указать на то, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. Все предметы в наших домах - не живые. «Оживляет» их и заставляет работать человек. И если Вы сможете научить Вашего ребенка правильно пользоваться электрическими приборами и представляющими определённую опасность предметами, то несчастный случай будет практически исключен.
5. Следует объяснить ребенку, что к такому предмету, как газовая плита, нет смысла подходить без необходимости. За огнем и всеми "кулинарными процессами" пусть следят взрослые. ГАЗ - это всегда опасность. Необходимо дать ребенку понять, к чему может привести неаккуратное обращение с газовой плитой и огнем. Психологи советуют прибегать в объяснении к таким словам, как: больно, кровь, больница, укол и пр., то есть к тем терминам, которые ребенку, возможно, уже знакомы и вызывают у него соответствующие ассоциации. Ребенку будет понятно, что именно означает слово "опасность", так как последствия, описанные родителями, его насторожат.
6. Как мы можем объяснить ребенку, что газ опасен? Обратиться можно к следующим фразам и толкованиям.
Огонь на плите: дотронувшись до пламени, можно обжечься. Наверняка Вы сможете припомнить какие-то истории, связанные с ожогами. Вот на примере таких историй и дайте понять ребенку, что такое ожог и как это больно.
Огонь на плите может потухнуть - и газ заполнит все помещение, отравляя воздух и людей, которые им дышат. Газ, наполнив кухню, может взорваться от малейшей искры. Почему огонь на плите может потухнуть? Например, потянет сквозняком из открытого окна; прольётся, закипев, суп на плите, а бульоном зальёт пламя.
7. Нужно рассказать детям, что газ специально делают "пахучим" - именно для того, чтобы мы сразу могли почувствовать его присутствие в воздухе. Ведь глазами его увидеть нельзя. Что необходимо делать ребенку, если чувствуется запах газа
1. Нужно немедленно сообщить об этом взрослым. Если нужно позвонить, то сделать это лучше от соседей, так как и в телефонном аппарате может проскочить малейшая искра.
2. Открыть окна, чтобы помещение проветрилось.
3. НЕ зажигать огонь и НЕ трогать никакие электроприборы, даже выключатели света.
4. Срочно покинуть помещение, обратившись за помощью к соседям, если рядом нет родителей.
8. Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.
9. Основная наша с Вами задача состоит в том, чтобы объяснить детям, что не все взрослые желают им добра. Вот какие правила поведения могут пригодиться Вам в разговоре о безопасности дома и на улице.
Никогда и никуда не следует ходить с незнакомыми людьми, что бы те ни говорили и чего бы ни сулили.
А что может сказать незнакомец в подобном случае? Какие аргументы помогут ему убедить детей отправиться с ним? Все очень просто: разговор будет строиться на доверии. И как только незнакомец произнесет слово МАМА - ребенок в его власти. Вот какие фразы обычно произносятся злоумышленником.
- Твоя мама стоит за углом этого дома, она попросила взять тебя и к ней отвести.
- Твоя мама позвонила мне и попросила отвести тебя ко мне в гости, а потом она заберет тебя.
- Твоя мама попросила отвести тебя в кино, там сейчас такой хороший детский фильм показывают!
И так далее на заданную тему. Строго-настрого запретите ребенку говорить с незнакомыми людьми; объясните это тем, что мама или папа всегда сами скажут своему ребенку заранее о кино, о гостях и прочих планах. В некоторых случаях, когда дети не воспринимают такие просьбы, можно прибегнуть к "разъяснению на пальцах", то есть рассказать, что бывает с детьми, которые уходят с незнакомыми людьми. Здесь нужно быть очень осторожными, чтобы не переусердствовать: иначе ребенок будет сильно напуган и вообще откажется оставаться дома один или выходить на улицу без сопровождения близких.
10. Никогда и никому нельзя открывать входную дверь, если об этом заранее не предупредят родители. Старшие же, в свою очередь, должны позаботиться о том, чтобы все домочадцы и родные имели свой ключ от квартиры. Ребенок тоже должен иметь свои ключи на случай необходимости срочной эвакуации. Храниться они должны в специально отведенном месте, о котором ребенок будет знать.
Ни в коем случае ребёнку нельзя через дверь сообщать "незваным гостям" о том, что дома нет взрослых.
Воспрещается говорить «непрошеным гостям», что в квартире нет телефона (если его действительно нет).
Если в дверь звонят «непрошеные гости», нужно срочно звонить родителям или в милицию, сообщая в трубку о людях за дверью тихо, но внятно и уверенно, без паники.
11. Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
12. Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.