Татьяна Монастырева
Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?
Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.
Публикация «Консультация „Советы родителям гиперактивного ребенка“» размещена в разделах
Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.
К внешним проявлениям гиперактивности относятся :
- повышенная двигательная активность, непрекращающаяся суетливость;
- импульсивность, порывистость движений;
- постоянная болтливость (даже если его не слушают, ребенок продолжает разговаривать сам с собой "бубнить себе под нос", задает очень много вопросов;
- агрессивность, ребенок часто злиться на взрослых и детей;
- ребенок постоянно создает конфликтные ситуации;
- частые перемены в настроении, вызванные незначительными событиями (от бурного восторга, до отчаяния);
- высокая раздражительность;
- ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться, сконцентрироваться.
Активность такого ребенка не имеет конкретной направленности или цели. Он постоянно пребывает в движении, дергается, мечется, бегает, скачет, крутится, но эта энергия не направляется в какое-то одно русло, а распыляется понапрасну.
И напоследок. Относитесь к постановке диагноза очень осторожно. Существует в этом высокая доля субъективности, а вот каких-то специфических методов и способов, позволяющих в точности определить наличие синдрома, нет.
С появлением гиперактивного ребёнка в детском саду у воспитателей возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.
Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.
Ребенок должен находиться в атмосфере, в которой он:
- получал бы от взрослых позитивные образцы поведения.
- не имел бы поводов реагировать агрессивно,
- получал бы стимулы для гармоничного развития сферы чувств. А именно, все разнообразие чувств ребенка должно приниматься и поощряться (печаль, страх, радость, интерес, восхищение, благодарность и т. п.). В противном случае гнев начинает разрастаться как единственно возможный способ выражения чувств.
- чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, как физической, так и психологической, чтобы он не имел необходимости защищаться.
Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук. Для них важнее зрительный, тактильный контакт. Гиперактивных детей лучше сажать на занятиях за первым столом. Это обеспечивает с ним постоянный зрительный контакт («глаза в глаза»). Но вот нашему «урагану» уже нет сил сидеть. Он начинает вертеться, дёргаться…. Здесь достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. «Непоседа» успокаивается на какое-то время.
Вот он несётся за кем-то из детей полный гнева. Мы прижимаем его к себе: «Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлёкся. И нет уже места гневу.
Работа в саду с гиперактивными детьми сложна, но главное Ваше спокойствие и спокойное общение с ним. И все обязательно получится.
Во-первых, лечебная физкультура. Должна проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК.
Во-вторых, им лучше не участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол, показательные выступления.
В-третьих, гиперактивных детей отдать заниматся танцами, хореографией, плавание.
-Тренировка внимания. Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций. Хорошо тренируют внимание такие игры, например «Назови всё деревянное», «Назови всё зелёное», «Найди признаки осени (зимы, весны, лета, «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось», «Лабиринты», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди лишнее», «Зоркий глаз», «Внимание, фотографируем» ( произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить, как можно больше предметов, изображённых на картинке.
-Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время занятия попросите его раздать карандаши, собрать работы и т. п.
-Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
-если возможно работать с гиперактивными детьми индивидуально. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к воспитателю за помощью в случаях затруднений.
А медицинские работники говорят:
Такое поведение может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, недостаточными умственными способностями, скукой, депрессией, тревогой, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями и побочным действием некоторых препаратов.
Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.
При воспитании гиперактивного ребенка используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.
- Придерживайтесь определенного распорядка дня.
Действия слишком активных мальчиков и девочек лучше ограничивать временными рамками.
- Не перевозбуждайте ребенка.
Родители с детьми, у которых неисчерпаемый запас энергии, стремятся сделать их день как можно более насыщенным. Плавание, бокс, утренние и вечерние прогулки, занятия в драмкружке, детская йога, чтение книг, рисование. И это помимо основных занятий в школе или игр в детском саду. Доля здравого смысла в таком подходе есть – ребенок может сполна выплескивать накапливающуюся в нем энергию. В идеале, к вечеру он должен чувствовать легкую усталость. Но не все так просто. Перевозбуждение нервной системы может привести к повышенной раздражительности и бессоннице. За день ребенок переживает столько событий, что к вечеру просто не успевает их «переварить».
- Следите за питанием.
Ограничьте употребление сладкого в вечернее время.
Введите в рацион полезные натуральные продукты: овощи, фрукты, злаковые, молоко, йогурты, нежирное мясо. Есть продукты, которые обладают так называемым снотворным эффектом. Их рекомендуют употреблять перед сном. В списке – кефир, йогурт, теплое молоко, пара ложек меда, горсть миндаля.
- Не выясняйте отношения при ребенке.
Гиперактивный ребенок всегда очень впечатлителен и эмоционален. Не стоит расшатывать его неокрепшую нервную систему, устраивая семейные скандалы или попросту разговаривая на повышенных тонах.
- Придумайте увлекательное занятие.
Постарайтесь определить, что больше всего на данный момент интересует вашего отпрыска. Главное условие – у ребенка должны гореть глаза при мысли о том, что впереди его ждут несколько часов, которые можно посвятить любимому занятию.
- Доверяйте домашние дела.
Часто шумят и проказничают те дети, которым нечем заняться. Во-первых, это способ развлечься самостоятельно за неимением компании для игр. Во-вторых, таким образом можно привлечь внимание взрослых, которые вечно заняты и не хотят играть, бегать по улицам и хохотать во все горло. А вы пробовали поручить малышу взрослое дело? Вручите ему веник и совок – пусть подметет мусор в коридоре; дайте пакетик с гречневой крупой – пусть выберет инородные примеси.
- Учите расслабляться.
Если ваш ребенок полчаса назад кувыркался и прыгал на диване, наивно предполагать, что, несмотря на поздний час, ему захочется спать. Пусть переход из фазы «активное бодрствование» в фазу «отдых» будет плавным. Взрослым нужно помочь ребенку расслабиться не только физически, но и эмоционально. Для этих целей подойдет теплая ванна с 1-2 каплями лавандового масла, массаж, чтение книги перед сном, нежная колыбельная мелодия, приглушенное освещение, которое исходит от ночника в детской.
Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:
-Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
-В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
-Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками. Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
- Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.
Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют держать ситуацию под контролем.