Светлана Полищук
Советы родителям детей подготовительных к школе групп
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям детей подготовительных к школе групп
«Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира»
К. С. Аксаков
Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в дошкольные годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть этим даром.
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом зависит от уровня языкового развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением, письмом и другими науками. Родители должны знать малейшие отклонения в речевом развитии дошкольников и стараться устранить их до поступления ребенка в школу.
Темочки:
В первую очередь следует обратить внимание на:
1) Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух.
2) Родителям также важно знать, что словарный запас ребё нка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нё м должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т. д.
Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта и т. д.
Уметь определять название предмета по его признакам, например: кислый, жёлтый (лимон, зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т. д.
Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белоснежный, холодный, пушистый и т. д.
Уметь подбирать действия к предмету, уметь подбирать предметы к действию, знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т. д.
Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, хороший-приятный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-тосковать и т. д.
Ребё нок должен знать слова противоположного значения: белый-чёрный, хороший-плохой, мириться-ссориться, младший-старший, можно-нельзя, полезный-вредный и т. д.
Понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.
Родителям важно знать, что к четырём годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, например: один сад, а много сады, гулял где за садом и т. д.
Для того чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словоизменения можно предложить ему поиграть в игры, например: "Один-много", "Назови ласково", "Посчитай" и т. п.
Дети овладевают словообразовательной системой к семи годам. Важно, чтобы ребенок не только учился образовывать новые слова, но активно использовал эти слова и составлял из них предложения.
3) Важно обратить внимание на связную речь ребёнка.
Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребёнка.
Необходимо научить ребенка полноценно отвечать на вопросы. Сделайте так, чтобы ему захотелось о чем-то поговорить, расспросите о важных для него событиях. Внимательно слушайте, что говорит ваш ребенок, и помогите вам преодолеть путаницу с помощью вопросов по содержанию.
Для формирования связной речи можно использовать такие игры: "Опиши предмет", "Придумай загадку о каком-либо предмете", "Расскажи про свой день", "Перескажи фильм/мультфильм" и т. п.
4)Формирование интереса к чтению.
Прежде чем научиться читать, очень важно выяснить мотивы, которые у ребенка уже сформировались, и те, которые еще не сформировались. Для этого я рекомендую задать ему несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?». «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.
Стремиться следует к тому, чтобы у ребё нка были сформированы следующие пять мотивов:
1. Познавательный мотив – желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире.
2. Перспективная мотивация – желание научиться читать, чтобы учеба в школе была легче и интереснее.
3. Мотив личностного роста – желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, уметь читать самому.
4. Мотивацией к деятельности является желание научиться читать. Потом можно поиграть в игры, в которых нужно потом читать слова, придумывать разные увлекательные истории и сказки.
5. Мотив общения со сверстниками – стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.
Дети, имеющие проблемы с поступлением в 1 класс, с недостаточным развитием речи, формированием звукопроизношения и развитием фонематического узнавания, должны читать (как можно больше). Еще до школы прошел вместе с ним весь преддверный период букв и азбуки, ознакомился с буквами, прочитал первые слоги двух гласных, потом закрытые слоги (гласные + согласные, потом нужно научиться открывать (согласная + гласная). Этот последний шаг является решающим. Сложнее всего сочетать согласные и гласные. Как только ребенок научится это делать, все станет проще.
Родители должны знать, что решающими условиями и предпосылками развития речи ребё нка являются:
- стимулирующая среда;
- образец речи взрослого;
- использование правильных методов.
Только общее воздействие всех факторов, положительно влияют на речь ребёнка. Негативное воздействие на речевое развитие ребёнка оказывают несоответствия требованиям взрослых.
Теперь вы знаете, что ребёнку нужна ваша помощь, знаете, что нужно делать. Наберитесь терпения. Все в ваших руках.
Желаю удачи!