Ирина С
Советы по раннему развитию ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В теме раннего развития детей, как и в любом другом принципиальном вопросе, есть две крайности. Одни родители буквально с рождения вовлекаются в процесс развития малыша : посещают занятия для мам и деток, используют новомодные методики, водят на тысячу кружков, даже если преподаватели скромно намекают, что пока еще рановато. Другие самоустраняются от развития ребенка, возлагая эту функцию на воспитателей в детском саду, а позже — на учителей. Мол, зачем лишать ребенка детства, придет время — всему научится.
Публикация «Советы по раннему развитию ребенка» размещена в разделах
Что такое ранее развитие ребенка, как найти золотую середину в этом вопросе, и стоят ли результаты потраченных ресурсов и сил? Ранее развитие — добро или зло?
Положительные стороны
Развивающие игры и занятия способствуют более плотному общению родителей с ребенком.
Чем больше новых знаний малыш получает в раннем возрасте, тем выше уровень его любознательности — хороший задел для учебы в будущем.
Интеллектуальные нагрузки тренируют мозг, помогают ему более быстро воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию.
Развивающие игры воздействуют на ребенка комплексно : на его интеллект, мелкую моторику, когнитивную функцию мозга и пр.
Раннее развитие тренирует усидчивость, внимательность, стойкий интерес к теме занятия.
Успехи и достижения в процессе развивающей деятельности повышают самооценку ребенка, мотивирует к дальнейшему обучению.
Пробуя разные виды продуктивной игровой деятельности, ребенок раскрывает свои способности и таланты. К школе родители уже знают круг его интересов, а также направлений, с которыми еще стоит поработать.
Ранее развитее ребенка можно практиковать дома.
Отрицательные стороны
Родители часто не видят меры в количестве и продолжительности развивающих занятий, а также не умеют выбирать деятельность по возрасту, хотят охватить как можно больше направлений.
Регулярные занятия требуют сил. Иногда банальную усталость родители трактуют, как нежелание заниматься. А это уже первый шаг к навязыванию и принуждению делать то, чего ребенок не хочет.
Иногда родители выбирают направления для развития по совету знакомых или в соответствии с личными предпочтениями. Это далеко не всегда находит отклик у малыша. Максимум — он будет подчиняться воле родных, но не испытывать настоящего удовольствия от занятий.
Желание родителей иметь ребенка-вундеркинда выражается в выборе направлений для раннего развития, которые малыш еще не способен освоить.
Перегибы с ранним началом развивающей деятельности и интенсивностью занятий могут отбить у ребенка охоту учиться.
Если вы, взвесив все «за» и «против», приняли решение в пользу раннего развития, ознакомьтесь с перечнем методик для обучения детей от рождения и до младшего школьного возраста. Любую из них можно адаптировать под интересы вашего малыша, применять несколько методик в комплексе.
Ведущие позиции теории раннего развития (Масару Ибука)
Популярная в Японии методика описана в книге «После трех уже поздно». Из ее содержания следует, что стремительное развитие малыша происходит до 3-летнего возраста. И в этот период нужно нагружать его мозг как можно сильнее.
Автор системы обучения — один из основателей компании Sony — советует обучать ребенка в игре, использовать методику поощрений и наказаний, а после года дать малышу полную свободу действий и выбора. По его мнению, дети в игре способны усвоить гораздо больше знаний, чем взрослые, даже приложив немало труда для запоминания.
Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.
«Мозг новорожденного ребенка – чистый лист бумаги. И от того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным будет ребенок».
«В первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление».
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.
Если для роста ребенка с самого рождения создать разнообразные условия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта.
Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. Родители должны стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.
Система М. Монтессори
Согласно системе обучения, разработанной итальянским педагогом-дефектологом Марией Монтессори, начинать развитие малыша стоит с изучения предметов с разной фактурой. Именно тактильное восприятие способно познакомить ребенка с такими понятиями, как размер, фактура, твердое-мягкое, приятное-неприятное на ощупь.
Занятия по Монтессори нацелены на развитие мелкой моторики — целенаправленных, точных движений пальцами рук. Поощряется инициатива, фантазия, самостоятельность малыша в процессе обучения.
«Взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно».
Не ускорять процесс развития ребёнка, а создать условия (среду) для развития всех органов чувств. Взрослый «…. создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много».
Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.
Методика раннего развития детей Никитиных
Супруги Никитины разработали свою систему развития и обучения в 60-80 годах прошлого века. Ее концепция строится на стимуляции у детей природных рефлексов саморазвития. Для этого в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. К примеру, спорт и рисование. Это помогает переключить внимание ребенка, если он устал.
Согласно Никитиным, без физической культуры нельзя рассчитывать на интеллектуальное развитие. Поэтому их методические рекомендации включают множество подвижных игр, закаливание и пр.
Авторы: Б. П. Никитин и Е. А. Никитина
- Сочетание физического и интеллектуального развития.
- Основная цель-создать условия для развития способностей детей по их возможностям и желаниям.
Основана на играх детей и родителей. Основными составляющими игр являются головоломки.
Основные принципы системы:
• легкая одежда и спортивная обстановка в доме
• свобода творчества детей в занятиях
• «наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни»
- Условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее.
Методика раннего развития детей
Николая Александровича Зайцева
Все пособия (в т. ч. «Кубики Зайцева») основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала.
Методика обучения чтению (от 1 года) :
- единица строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика, ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
- эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).
Методика обучения счё ту с 3-4 лет: основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить.
Методика Глена Домана «Гармоничное развитие ребёнка»
(рассчитана на детей с рождения)
Физическое развитие ребёнка напрямую связано с его интеллектуальным развитием!
7 стадий развития физического интеллекта (закладываем базу для развития любой двигательной активности) :
1. Ползаем с рождения
2. Вижу цель и ползу
3. Ползём с препятствиями. Ползание на четвереньках.
4. Пробуем ходить.
5. Ходьба с препятствиями.
6. Побежали.
7. Я всё могу.
Способы, ограничивающие исследовательское поведение малыша:
• давать ребенку для игры "готовую" игрушку, не способную к трансформации
• помещение ребенка в изолированное пространство
Методика развивающих игр Воскобовича В. В.
• Обучение должно быть веселым и непринужденным. От 2 лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
• Все игры Воскобовича имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление, обучают чтению, формируют математические навыки, направлены на конструирование и моделирование, развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.
Принципы:
1. Включение интересной сказки в каждое занятие, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы.
2. Игра с пользой.
3. Развитие у ребенка творческого начала.