Лариса Юрьевна
Советы начинающим логопедам
▼ Скачать
Советы начинающим логопедам.
Всем известно, что артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Мы, специалисты, работающие с детьми с речевыми нарушениями, находимся в постоянном поиске эффективных методов формирования произносительных возможностей. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Публикация «Советы начинающим логопедам» размещена в разделах
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Вот пример некоторых приё мов в артикуляционной гимнастике:
1. Использование карточек-символов для проведения артикуляционной гимнастики.
Логопед ребенку показывает карточку-символ, а он выполняет соответствующее артикуляционное упражнение. Детям очень нравится по картинке определять заданное упражнение. Картинки-символы способствуют быстрому запоминанию названий артикуляционных упражнений.
2. Применение в логопедической гимнастике пластиковых и деревянных палочек.
Ребенку предлагается удержать языком сначала зубочистку, а затем деревянную палочку (язык поднят вверх в форме чашечки).
После этого задание усложняется – ребенку необходимо удержать пластиковую ложечку или пластмассовую палочку.
Речевое дыхание –основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
На мой взгляд, детям сложнее всего дуть на язык. Поэтому основное направление в моей работе, способствующее формированию воздушной струи, это научить ребёнка дуть именно на язык.
Игра «Послушный ветерок» способствует формированию направленной воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения. Ребенок сдувает картинку (листочек, мячик, воздушный шарик, колобок и т. д.)
Использование вертушек.
Зонд -вертушка изготовлен из цветной пищевой пластмассы. Маленький шарик используется для постановки звука Р. На другом конце у зонда находится колечко с вертящимся диском. Если просунуть язычок между зубками и подуть, то диск смешно будет крутиться, а на язычке появится желобок для звука С.
Также для формирования длительного целенаправленного ротового выдоха я использую игры «Загони мяч в ворота», «Подуй на полоску бумаги», «Сдуй снежинку» и т. д.
Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Хочу предложить несколько упражнений и способов постановки звука Р, которые сама успешно использую в своей работе.
Упражнение «Силач»
Упражнение для развития подвижности нижней челюсти. Используется, когда ребенок затрудняется удерживать рот открытым. Применяется спринцовка А-3, которую ребёнок сжимает зубами и разжимает под счет.
(Спринцовку предварительно нужно прокипятить).
Для фиксации нижней челюсти используются зубная щетка или пробка.
Щетка с прозрачной ручкой может быть использована при выполнении упражнений «Барабан», «Звоночки», если ребенок сжимает зубы.
Более подробно хочу остановится на трех способах постановки звука [Р].
1 способ постановки [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в положении со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ (ДЫН) в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.
Очень часто этот способ способствует появлению звука и без применения зонда. Когда ребенок научится стучать кончиком языка чётко в бугорки, ДЫН – ДЫН – ДЫН переходит в ДРЫН – ДРЫН - ДРЫН, а затем в самостоятельную вибрацию.
2 способ постановки звука [Р] : Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.
3 способ постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок», в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик, ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!
Еще хочу поделиться простым и очень действенным приёмом для вызывания звука [Л].
Для правильного произношения звука Л надо выработать подъем кончика языка вверх. Если кончик языка неплотно прижат к альвеолам, то звук получается нечётким. Этот способ помогает сразу вырабатывать правильный артикуляционный уклад без промежуточных этапов. Поэтому, чтобы помочь ребёнку почувствовать правильное положение языка, используется игра «Язычок-силач».
Сначала логопед показывает на себе : губы в улыбке, рот открыт, полоска лежит посередине на кончике языка и прижата к верхнему нёбу. Затем, просим ребёнка подёргать полоску, которая зажата. После этого ребё нку предлагается прижать полоску языком: «А теперь, ты так же прижми языком свою полоску, чтобы мне было трудно её у тебя отобрать»
«А теперь пой песенку: "А-а-а-а-а-а!"и прижимай язычок за верхними зубками так, как ты научилась сейчас».
Полоски эти изготавливаются элементарно, используются один раз.
Нужно обклеить лист бумаги скотчем и нарезать на полоски. Ширина не меньше 1 см. Длина - по желанию. Лишь бы было удобно играющим.
Для автоматизации поставленных звуков очень удобно использовать пособие «Звуковые дорожки». Также можно автоматизировать слоги и слова.
Дорожки или композиции из разных фигурок можно выкладывать и на песке. Если ребенок правильно произносит звук (слог, слово, то берет любую фигурку и укладывает ее на свое усмотрение. Эта игра очень нравится детям и способствует развитию творческих способностей.
Игра «Сильный мотор» - произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
Для автоматизации звука успешно используется вертушка-юла. Пока вертушка крутится, ребенок произносит звук.
Несомненно, эти упражнения способствуют и выработке длительного речевого выдоха.
Желаю творческих успехов!