Получи документы

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Валентина Нарыкова
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы

Нарыкова Валентина Сергеевна, учитель-логопед

МБОУ «СОШ № 2» п. г. т. Уренгой, Пуровского район

Ваши дети выросли и собираются в школу! Непоседы и весельчаки, а кто-то робкий и застенчивый, почемучка или тихоня, часами просиживающий за рисованием или другим интересным занятием. У многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят, а некоторые и вовсе только недавно, примерно годам четырём заговорили…

Публикация «Советы логопеда родителям будущих первоклассников» размещена в разделах

Присмотритесь к детям внимательнее, вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя? Как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем могут помочь ребятам не только специалисты, но и их родители?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе. Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности.

Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда. Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы.

Запомните, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений. Нарушение речи, с которыми дети чаще всего не могут успешно учиться в массовой школе это:

- Алалия. Когда у ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

- Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы. Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными.

- Признаки ОНР (общее недоразвитие речи) – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе и при соблюдении определённых мер, сможет успешно усваивать учебную программу – это Задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего диагнозу ЗПР сопутствует диагноз «задержка речевого развития».

В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Если к этой проблеме родители отнеслись со всей серьёзность, своевременно обратились за помощью к специалистам, выполняли рекомендации учителя, наблюдали ребёнка у детского невропатолога, больше внимания уделяли общению и развитию ребёнка, как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Ещё одно серьёзное препятствие для успешного обучения ребёнка в школе (проблемы в усвоении навыка грамотного письма, правильного чтения) - Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушен звуковой анализ и звукопроизношение. Маленький ученик не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные специфические ошибки, путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же. Очень плохо если присутствуют неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР: Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу. Нарушена слоговая структура слова : ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме. Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос. Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы. Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки.

«Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение, такое как Ринолалия – нарушение устной речи, связанное сильным, или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например скрытая расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д. Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи? Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, узнают сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя, родителя? Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ребёнку повнимательнее, если он:

- не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;

- не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;

- не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия) : естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;

- систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;

- пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;

-не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать учителю, если он замечает у одного из своих учеников нарушение речи? Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны. К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются. Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д. Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду. 5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда : Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш». Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь.

Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д. На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта. А вот чего учителю делать не стоит: Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда. Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед. Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки. Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Публикации по теме:

Анкета-опросник для будущих первоклассниковАнкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников»Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников» Скоро в школу Ребята подготовительных групп «Колокольчики» и «Незабудки»(воспитатели и. В. Карабчукова, Л. М. Семенюк, детского сада № 54.

Советы логопеда родителям: игры для дома во время карантинаСоветы логопеда родителям: игры для дома во время карантина Сейчас у многих взрослых появилась необходимость работать в домашних условиях. При этом дети тоже находятся дома, рядом. Любознательные.

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Занятия с ребенком в свободное время» «Занятия с ребенком в свободное время» 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими.

Сценарий выпускного праздника «Веселые приключения будущих первоклассников» для подготовительной группы детского садаСценарий выпускного праздника «Веселые приключения будущих первоклассников» для подготовительной группы детского сада Сценарий выпускного праздника «Веселые приключения будущих первоклассников"(подготовительная группа) *** Звучит «Песня про друзей».

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Советы родителям по ПДДСоветы родителям по ПДД В любом несчастном случае с ребёнком виноват взрослый. Ведь именно от взрослых зависит обучение детей безопасному поведению на дороге.

Советы родителям «Скользкий лёд» Расскажите детям, как красиво зимой, как чудесно выглядит, покрытая льдом река, или пруд. Но лёд может таить опасность, особенно когда после.

Экскурсия в школу для будущих первоклассников. ФотоотчетЭкскурсия в школу для будущих первоклассников. Фотоотчет Традиционно перед началом учебного года для будущих первоклассников мы проводим экскурсию по школе. Это одна из форм знакомства воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Опубликовано: 15 июня 2021 в 11:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы логопеда родителям будущих первоклассников» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Нарыкова (УИ 604544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД