Валентина Нарыкова
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Нарыкова Валентина Сергеевна, учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 2» п. г. т. Уренгой, Пуровского район
Ваши дети выросли и собираются в школу! Непоседы и весельчаки, а кто-то робкий и застенчивый, почемучка или тихоня, часами просиживающий за рисованием или другим интересным занятием. У многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят, а некоторые и вовсе только недавно, примерно годам четырём заговорили…
Публикация «Советы логопеда родителям будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Присмотритесь к детям внимательнее, вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя? Как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем могут помочь ребятам не только специалисты, но и их родители?
Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе. Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности.
Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда. Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы.
Запомните, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений. Нарушение речи, с которыми дети чаще всего не могут успешно учиться в массовой школе это:
- Алалия. Когда у ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.
- Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы. Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными.
- Признаки ОНР (общее недоразвитие речи) – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.
Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе и при соблюдении определённых мер, сможет успешно усваивать учебную программу – это Задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего диагнозу ЗПР сопутствует диагноз «задержка речевого развития».
В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Если к этой проблеме родители отнеслись со всей серьёзность, своевременно обратились за помощью к специалистам, выполняли рекомендации учителя, наблюдали ребёнка у детского невропатолога, больше внимания уделяли общению и развитию ребёнка, как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».
Ещё одно серьёзное препятствие для успешного обучения ребёнка в школе (проблемы в усвоении навыка грамотного письма, правильного чтения) - Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушен звуковой анализ и звукопроизношение. Маленький ученик не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные специфические ошибки, путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же. Очень плохо если присутствуют неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР: Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу. Нарушена слоговая структура слова : ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме. Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос. Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы. Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки.
«Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение, такое как Ринолалия – нарушение устной речи, связанное сильным, или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например скрытая расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.
Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д. Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи? Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, узнают сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.
Что может насторожить учителя, родителя? Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ребёнку повнимательнее, если он:
- не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
- не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
- не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия) : естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
- систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
- пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
-не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.
Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.
Что делать учителю, если он замечает у одного из своих учеников нарушение речи? Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны. К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются. Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д. Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду. 5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда : Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш». Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь.
Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.
Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д. На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта. А вот чего учителю делать не стоит: Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.
Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда. Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед. Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки. Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.