Ася Кузьмина
Советы и упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности
▼ Скачать + Заказать документы
Немало агрессивных поступков дети совершают в результате эмоционально напряженных ситуаций. Задача взрослого - снизить уровень агрессии, поэтому неуместны: угрожающий тон разговора, повышение голоса, насмешки и высмеивание, привлечение в конфликт посторонних людей, проповеди и чтение морали, обобщения типа «Ты, как всегда…», демонстрация власти («Мама всегда права!», «Будет так, как я сказала!»).
Публикация «Советы и упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности» размещена в разделах
• Один из способов снижения агрессии - установить с ребенком обратную связь. Например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат», дать определение происходящему («Ты ведешь себя грубо»).
• Пытаясь установить обратную связь, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить конструктивные способы разрешения ситуации.
• В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся. Необходимо внимательно выслушивать ребенка и обеспечить спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого, признанием чувств ребенка («я понимаю, тебе обидно»).
Способы выплескивания агрессивных эмоций через упражнения :
1. Порвать на мелкие кусочки или скомкать простой лист бумаги. Возможно усложнить это упражнение, если ребенок любит процессы разрушения — рвать, ломать, и т. п. Ребенок предлагается сначала разрезать листы цветной бумаги на мелкие кусочки, а затем сделать из них любую аппликацию на чистом листе («Рисование кусочками»). После этого можно составить рассказ по выполненной аппликации. Данное упражнение - «Рисование кусочками» предоставит ребенку возможность проявления своих чувств.
2. «Выбить» подушки. Если детей двое, то возможно провести упражнение «Петушиный бой». Двое детей — петушки, — прыгая на одной ноге, дерутся по-душками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил второй ногой на пол, что означает его проигрыш.
3. «Превратись в игрушку». Каждый ребенок выбирает из маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он бы превратился. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. В котором присутствуют собственные конфликты и желания. Упражнение предоставляет детям возможность проявить свои реальные негативные чувства.
4. Любая физическая нагрузка также способствует снижению агрессии :
• Сильно сожмите руки в кулаки, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполнять упражнение до тех пор, пока ребенок не почувствует, что напряжение уходит.
• Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.
• «Брыкание». Ребенок ложится на спину на ковер. Медленно начинает брыкаться. Ноги чередуются и высоко поднимаются, постепенно увеличивается сила и скорость. Можно произносит слово «нет». Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
5. Детям, склонным к агрессии, необходимо повышать самооценку. Анализ положительных поступков ребенка повышает его самооценку. Важно малыша научить его адекватно воспринимать свои поступки и уметь их анализировать.
• «Книга моих подвигов» - вспомнить хорошие поступки ребенка, обсудить их и нарисовать. Если упражнение проводится в группе, то после того как рисунки готовы, дети рассказывают о них (самопрезентация хорошего поступка). Потом рисунки оформляются в «книгу моих подвигов».
• «Говорящие ботинки» - взрослый бросает мяч ребенку и задает вопрос: «если бы твои ботинки умели говорить, что бы они сказали о тебе?». Ребенок бросает мяч взрослому и отвечает на вопрос (например, «что я умею быстро бегать», «что я аккуратная и вытираю их» и т. п.). Взрослый должен поощрять позитивные ответы детей. Если ребенок дает негативный ответ, то взрослый задает вопрос: «а что ты должен сделать, что бы ботинки не говорили о тебе это?». Это модификация игры А. Джонеса, и в вопросе возможны варианты (пальто, игрушки, книжки и т. п.)
Упражнения №№ 2, 3 взяты из книги О. В. Хухлаевой «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» - Генезис, 2003 г.