Пелагея Антошкина
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Д О К Л А Д
Тема: Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников (родительское собрание)
МБДОУ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
№ 1 «ТЕРЕМОК»
Д О К Л А Д
Тема: Предупреждение и разрешение
конфликтов у дошкольников
(родительское собрание)
Выполнила: Антошкина П. Ф.
Публикация «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт от лат. Conflectus - (ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а старшего возраста из-за правил игры. Таким образом, причин возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.
Детские конфликты могут возникнуть по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами, дисциплины (поведения, трудности в общении (отношений, ценностей и потребностей (физиологических и психологических).
Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков. Каждый конфликт - опасен он или нет - протекает по-своему, если налицо грубые проявления агрессии.
Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.
Основной круг проблем, возникающих у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка, т. е. семья.
В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, а в более тяжелых - это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность, как для самого ребенка, так и для других детей. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой трудно разобраться. Все детские ссоры разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Нравоучения о справедливости, угрозы, внушения чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желания другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Главная задача взрослых - помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации.
В связи с вышесказанным, возрастает необходимость обеспечения и поддержания в группе здорового нравственно-психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных задач. Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно-психологический климат создает комфортную обстановку творчества и взаимопонимания.