екатерина постоева
Совершенствование зрительно-моторной координации как средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование зрительно-моторной координации как средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением зрения/
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев
В. А. Сухомлинский.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Публикация «Совершенствование зрительно-моторной координации как средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.
Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
О благотворном воздействии движений кистей и пальцев рук на развитие детей было известно уже давно. В устном творчестве разных народов можно встретить игры и потешки, которые сопровождаются движениями пальцев. В детской литературе разных стран существует жанр, который условно можно назвать «расскажи стихи руками».
Доказано, что одним из показателей нормального формирования физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, развитие зрительно-моторной координации.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития.
Начало развитию мышления даёт рука. Рука изучает, обследует предмет (мы получаем информацию о свойствах материала, поверхности предмета, его форме, размере, температуре, влажности, весе). Т. е. рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе исследований была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук (мелкой моторики) соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Обычноребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно сформированы память, внимание, связная речь.
Какие же физиологические механизмы лежат в основе развития моторной координации. Около 1/3 площади двигательной проекции в головном мозге занимает кисть руки. Расположена эта проекция рядом с моторной речевой зоной.
Развитие тонкокоординированных движений кистей и пальцев рук оказывает стимулирующее влияние на формирование речевых зон (возбуждение в двигательных центрах тут же передаётся в соседние речевые зоны, и, следовательно, мышления, повышает работоспособность и благотворно действует на функциональное состояние центральной нервной системы, функциональное состояние мозга.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальчиков, сгибание и разгибание каждого пальчика, мягкое потягивание. Этому нужно уделять хотя бы 2-3 минуты ежедневно.
С 10-12 месяцев малыша надо учить рвать бумагу, отщипывать кусочки теста, глины, катать между ладошками шарики, перекладывать предметы из одной коробки в другую.
С полутора лет учить застёгивать пуговицы, развязывать узелки, сминать и затем разглаживать бумагу пальчиками и ладошками.
Затем мы используем разнообразные приёмы для развития моторики :
• нанизывание бус
• перебирание предметов (небольших)
• наматывание на клубок пряжи и т. д.
И все эти занятия объединяет то, что в них задействованы в основном большой, указательный и средний пальцы (эти три пальца и соседнюю с ними часть ладони специалисты называют «социальной зоной реки», а не задействование остальных пальцев снижает эффективность воздействия.
Поэтому развивать тонкие и сложнокоординированные движения рук необходимо с помощьюпальчиковых гимнастик, в которых при выполнении упражнений необходимо придерживаться принципов:
1. Следует учитывать физиологичность функционирования мышц – напряжение должно сменяться расслаблением. Например, после упражнений, связанных с мышечным напряжением, достаточно несколько раз встряхнуть кистями рук.
2. Необходимо задействовать обе руки. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем – двумя одновременно. Задействуя две руки, мы «вовлекаем в работу» оба полушария головного мозга.
3. В упражнениях нужно использовать не только симметричные движения, но и одновременные разнотипные движения. Тем самым стимулируется функционирование головного мозга.
4. Разучив простые движения необходимо объединять их в серии из 2-3 движений. Это переключение тренирует у детей умение реализовывать различного рода программы.
Но здесь важен принцип системности и регулярности. Польза от этих упражнений будет только тогда если их проводить регулярно, ежедневно. Выбрать какое-то время для комплекса и проводить.
В старшем дошкольном возрасте мы проводим работу по