Гошко Светлана
Совершенствование вокально-хоровых навыков учащихся на музыкальных занятиях во внеурочное время
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование вокально-хоровых навыков учащихся на музыкальных занятиях во внеурочное время
Учитель музыки
МКОУ ШР "ООШ №11"
Гошко Светлана Вениаминовна
Публикация «Совершенствование вокально-хоровых навыков учащихся на музыкальных занятиях во внеурочное время» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Вокал. Обучение детей пению
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Конспекты уроков
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Музыкально-творческий процесс - это прежде всего, самый доступный для всех детей и активный вид деятельности; именно в общеобразовательной школе реализуются познавательно-творческие потребности учащихся, где помимо классно-урочной системы созданы условия для внеурочной деятельности. Поэтому учителю музыки очень важно не только привлечь детей к музыкально-творческой деятельности в условиях массового обучения, но и проверить тот факт, что существует взаимосвязь между общим и специфическим развитием, так как вокально-музыкальная деятельность - это психофизиологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями.
Музыкально-творческая деятельность - это прекрасная возможность проследить за проявлением характера каждого ребенка, потому, что ребенок - это не только субъект собственной музыкальной деятельности, а в первую очередь личность, постоянно ищущая и обретающая смысл жизни на земле. Пение-это наиболее доступный и демократичный вид музыкальной деятельности детей любого возраста. Вокал делает голос увереннее и красивее. Дети всегда поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне и глубоко выражать свои чувства, эмоции и переживания.
Это все зависит от правильного подбора методов и приемов работы потому, что методика музыкального обучения и развития основывается на представлении о возможностях и способностях детей и осуществляется за счет комплексного музыкально-педагогического подхода; ориентации учителя на общее и музыкальное развитие учащихся, учета общих и индивидуальных закономерностей развития голосовых возможностей детей, а также стимулирования мыслительной деятельности в учебном процессе для достижения подлинного единства воспитывающих развивающих и обучающих методов в системе руководства детским певческим коллективом.
В процессе освоения ребенком, как речи, так и пения на подсознательном уровне складываются слухомышечные связи. Постепенно в процессе пения за конкретными мышечными ощущениями закрепляются слуховые, зрительные, резонаторные и прочие ощущения и чувства, возникающие при этом. Занятие пением благотворно влияет на здоровье, реализует творческие амбиции, раскрепощают и снимают напряжение, развивает личность, делает её более целостной.
Встреча с песней, общение с ней всегда вызывает у детей положительные эмоции. Исполнение песен развивает у школьников музыкальный слух, память и чувство ритма. Дети учатся не только видеть и чувствовать музыку, но и владеть красотой звука. Также учатся основам сценического движения, работают над созданием сценического образа, развивают навыки работы с микрофоном и умением петь под фонограмму. Знакомятся с композиторами, с поэтическими текстами, с музыкальными жанрами.
Осознание этих отношений и дает возможность ученикам целенаправленно регулировать работу голосового аппарата. Решающим звеном в этой цепи являются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука по интонации, динамике, тембру и ритмическим соотношениям, а также формирование основных певческих навыков : дыхания, звукообразования, артикуляции в соответствии с деятельностью отдельных частей голосообразующего комплекса: дыхательного аппарата, гортани и артикуляционного аппарата.
Следуя рекомендациям методики, мною были определены следующие цели и задачи в работе:
а) Изучить природу музыкальных способностей детей, их умение воспринимать и исполнять музыку.
б) Определить, насколько музыка важна в жизни детей, и как она может формировать личность ребенка.
в) Подобрать методы и приемы, которые позволили бы объективно оценить развитие музыкально-творческих и певческих способностей учащихся.
Систематичность занятий вокалом позволяет усложнять постепенно певческий репертуар и вокальные упражнения, включенных в распевание и направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков. Это очень важно и при коллективном характере обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость соблюдения данного принципа обусловливается многообразием природных индивидуальных различий у детей. Отсюда и разнообразие приемов и методов обучения:
- Концентрический метод плавное исполнение вокальных произведений, т. е. пение без придыхания, непринужденность и свободу голосообразования, умеренное открывание рта с целью создания оптимальных акустических условий для работы источника звука. Использование F или Р, т. к. это настраивает голосовой аппарат на грудной или фальцетный тип звучания. Умение долго тянуть ноту ровным по силе голосом, петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком. При вокализациях большое значение для тембра имеет манера артикуляции, степени открытия рта, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, положение губ. От способа и манеры артикуляции зависит окраска голоса, вокальная позиция, звучания гласных звуков.
- Фонетический метод - это один из основных методов в работе, потому, что помогает настроить детские голоса на тот или иной тип регистрового звучания. Поскольку первая задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь легато.
Наряду с основными методами в работе применяю и обще дидактические методы и приемы:
1) наглядные (слуховые и зрительные)
2) словесные (беседа, обсуждение характера музыки и способом исполнения, вопросы, поощрения и т. д.)
3) методы повторения вокальных упражнений, песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые)
4) движение под музыку (выражая тем самым характер произведения) .
Среди методических приемов для развития музыкальных способностей детей, применяю следующее:
Приемы развития слуха:
- вслушивание в показ учителя, анализ услышанного;
-сравнение различных вариантов исполнения;
- слуховой анализ и оценка после прослушивания новых произведений собственного исполнения;
- повторение отдельных звуков за инструментом;
- пение по цепочке;
- пение без музыкального сопровождения;
На музыкальных занятиях дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности и другие понятия. При разборе содержания произведения знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Учащиеся выполняют упражнения и вокальные приемы, которые способствуют развитию и совершенствованию вокальных навыков, таких как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Качество восприятия, исполнения песен, характеризующие уровень развития певческого голоса ребенка, можно определить по таким параметрам:
1. умение правильно интонировать мелодию;
2. звуковысотный диапазон;
3. дикция (по степени осмысленности, разборчивости гласных и способу артикуляции)
6. дыхание - тип и качество фонационного выдоха
7. эмоциональность и выразительность исполнения в отношении к певческой деятельности (наблюдаю по наличию интереса и внимания на занятиях).
В своей работе важно выбираю оптимальный режим голосообразования у детей. Такие характеристики голоса, как звонкость, полётность, плавность регистровых переходов, умеренное округление гласных, отсутствие зажатости перенапряжения.
В работе над творческой инициативой и общительностью очень помогает концертная деятельность. Подготовка к очередному выступлению каждый раз вызывала своего рода переживания, дети ощущали общественную значимость для жизни школы, и именно в моменты переживания радости от успешного выступления, в сознании детей возникали чувства удовлетворенности от музыкально-творческой деятельности. Принимаем активное участие в праздниках не только в школе, но и в г. Шелехове (Пасхальные праздники, День Победы, Рождество, День защиты детей и др). Вокальные конкурсы (районный, Всероссийские, Международные)
Продолжая тему эмоциональных переживаний учащихся посредством музыкальных занятиях, хочется отметить тот факт, что эмоциональное настроение детей связанное с художественным образом исполняемого произведения, отражается на окраске тембра голоса. Голос - это самый сложный инструмент, способный засиять гораздо большим количеством красок, чем любой другой. Поэтому для меня важно помогать ученикам не только развивать технику и силу звучания, но и почувствовать музыку и научиться пропускать через себя эмоциональную сторону песни, вкладывать душу, чтобы зритель был тронут до глубины души.
Таким образом, в процессе обучения и воспитания происходит накопление опыта эмоционально-волевых отношений учащихся к миру, друг к другу, к учителям, слушателям, и к самому предмету. Его положительная направленность является условием успешного усвоения знаний, умений и навыков.
Считаю, что педагог по вокалу должен сам хорошо петь и по возможности принимать участие в праздниках. Вокал и преподавание это то, во что я погружаюсь с головой. Я получаю удовольствие от того что у моих учеников получается петь лучше.