Елена Петрова
Консультация «Осанка для совершенствования детского тела»
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование детского тела :
осанка
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Публикация «Консультация „Осанка для совершенствования детского тела“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
Понятие «осанка» имеет много толкований и определений. Наиболее распространенным, встречающим в большинстве литературных источников, являются следующее: «Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, принимаемая без излишних мышечных усилий». Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка
Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечнососудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Сдавленные грудной клеткой легкие не могут полностью расправиться, набрать свежего воздуха при вдохе для нормального насыщения крови кислородом. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного питания, что ведет к понижению общей сопротивляемости организма. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционировании внутренних органов и могут привести к серьезным заболеваниям, таким как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз и др. Поэтому формирование правильной осанки и исправление дефектов – одна из самых важнейших задач физического воспитания ребенка.
Осанка зависит от состояния позвоночника, его естественных изгибов. Правильной осанкой считается такое положение тела, которое характеризуется:
• свободным положением туловища и прямым расположением головы, составляющим вертикальную прямую с туловищем;
• симметричностью плеч и лопаток. Плечи развернуты, а лопатки прижаты к спине, грудь несколько выступает вперед, живот подтянут;
• одинаковой длинной рук и ног, Ноги в коленных суставах прямые;
симметричным расположением гребней подвздошных костей и одинаковой формой треугольников, образуемых боковой поверхностью туловища и внутренней поверхностью опущенных рук;
• равномерной волнообразностью позвоночного столба. Физиологические изгибы умеренно выражены, остистые отростки позвоночника расположены на одной линии;
Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Позвоночник – это основной стержень опорно-двигательного аппарата, центральная ось тела, защитный футляр для спинного мозга, подвижная биомеханическая цепь.
• Как довести это до сознания ребенка такую информацию. Очень просто. Предложите ребенку рассмотреть два рисунка, определить, чем внешне отличаются эти
• два сказочных персонажа и кто им нравится, на кого они хотели быть похожи
Обратите внимание на спину героев. Дайте возможность ребенку высказать предположение, почему у Бабы-Яги такая спина
Одна из причин, это неправильная посадка.
К приобретенным нарушениям позвоночника могут привести следующие причины:
• общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка – неправильные позы, деформация связок, суставов, снижение опорных свойств;
• неравномерное развитие мышц живота, спины, бедер, удерживающих позвоночник в правильном положении;
• уменьшение или увеличение угла наклона таза;
• продолжительная болезнь ребенка или частые заболевания, ослабляющие его организм,
• рахит;
• неудовлетворительный общий режим ребенка, недостаточно или чрезмерно пассивный отдых, недостаточный сон;
• неправильный режим питания;
• однообразные движения (однобокие, прыжки на одной ноге.
К дефектам позвоночника могут привести и плохие привычки, которые с раннего детства играют большую роль в образовании неправильной осанки :
• привычка стоять с опорой на одну ногу;
• неправильная походка с опущенной головой, свисающими
плечами, согнутыми ногами и спиной, покачивание туловища из стороны в сторону;
• переноска тяжести в одной руке;
• привычка неправильно сидеть за столом во время письма, чтения;
• привычка читать лежа на боку;
• неправильная одежда (короткие подтяжки, высокие каблуки).
На рисунке очень хорошо показано как меняется положение позвоночника (и откуда потом появляется горб). Самое главное, что бы ребенок такую информацию не только воспринимал ушами и глаза, но анализировал, сам делал умозаключения.
И ещё запомните, уважаемые родители, что ВЫ являетесь примером для своего ребенка!
Для того чтобы определить, какая у ребенка осанка, его нужно вплотную поставить спиной к стене до касания ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При правильной осанке расстояние от стенки до шейного изгиба и от стенки до поясничного изгиба позвоночника должно быть примерно равны ширине ладони ребенка.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя
Упражнения на создание представления о правильной осанке
и ее формирование
1. Показать правильное положение тела в стойке. Попросить ребенка принять такое положение, особенно обращать внимание на положение головы, так как опущенная голова приводит к сгибанию спины и сутулой осанке.
2. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое положение.
3. И. П. – стоя у стены в положении правильной осанки, немного прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, и возвратиться в И. П.
4. И. П. – то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперед, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.
5. И. П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями (поднимание, опускание, приведение, отведение, не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.
6. И. П. – то же. Наклоны туловища вперед, в сторону с последующим касанием головой и плечами стенки.
7. И. П. – то же. Полуприседание и приседание, скользя вдоль стены.
Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.