Светлана Опрышко
Консультация для родителей «Правильная осанка — здоровый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое осанка? Осанка — это привычная правильная поза, формирующаяся в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций.
Каковы причины неправильной осанки? Мебель, не соответствующая росту, неудобная кровать (раскладушка, постоянная ходьба, при которой ребенка держат за одну и ту же руку, способствуют закреплению неправильного соотношения костей, изменению тонуса мышечно-связочного аппарата и ведут к вялой, неряшливой осанке. То же можно сказать о неправильной позе во время сна, когда ребенок постоянно спит, поджав ноги к животу (калачиком). Ребенок не должен сидеть, сильно наклонив вперед или в сторону корпус, закинув за спинку стула руку или подложив под себя ногу. Это тоже ведет к нарушению осанки, как и привычка стоять подолгу с опорой то на одной, то на другой ноге. Ребенок с хорошей осанкой равномерно распределяет массу тела на обе ноги, ступни его параллельны.
Публикация «Консультация для родителей „Правильная осанка — здоровый ребенок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
Различные дефекты осанки увеличивают утомляемость организма, снижают работоспособность. При не правильной осанке нарушается правильное положение и нормальная деятельность внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, иногда наблюдается опущение органов брюшной полости. Окончательная осанка, свойственная данному человеку, формируется только с наступлением половой зрелости.
Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.
Родители должны знать признаки, характеризующие правильную осанку детей: голова и туловище держаться прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями, которые проводятся в игровой форме.
Игры – упражнения для формирования правильной осанки.
Жучок на спине.
И. п. – лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал не удачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.
Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться туловищем.
В конце игры ребенка можно спросить: «Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной?», «Какой ты жучок?», «Что у тебя есть (лапки, крылышки, панцирь?», «Какого твое настроение?».
Не расплескай воду.
И. п. – стоя, ноги вместе. Руками палка удерживается на лопатках (коромысло). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома.
Наклон в правую, затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом».
Условия: палку – коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста для проверки осанки можно использовать шутливые стишки и присказки.
Релаксация с речевым сопровождением
«Волшебный сон»
(Дети ложатся на спину и выполняют все в соответствии с текстом. Даём детям установку: внимательно меня слушайте и мысленно, про себя повторяйте за мной все, что я буду вам говорить)
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке,
На зеленой, мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… Ровно… Глубоко…
Губы теплые и вялые…
И нисколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Релаксация с речевым сопровождением «Осанка»
(Дети ложатся на спину и выполняют все в соответствии с текстом)
Хватит спинушку тянуть, надо лечь и отдохнуть.
Ну-ка правильно лежим, мы на это поглядим!
Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая!
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите.
Все присели, потянулись, потянулись, улыбнулись!
Релаксация с элементами самомассажа
«Весёлые гномики»
Глазками моргнули, рот в улыбке растянули, брови вверх подняли, на носик пальчиком нажали,
И тихонечко сказали:
«Над горою в тиши дремлют гномы крепыши.
Как в огромнейшей горе, дремлют гномы- крепыши.
Снурк-пши, снурк-пши,
Восходит солнце над горой, словно шарик золотой,
Поют птички: «Чик- чирик»
Лежебока, встань не спи,
Гном не слышит песни той,
Спит и спит весь день, деньской.
Но, вдруг усатенький жучок,
Забрался гному под бочок.
Потом залез под мышку,
Усатенький плутишка.
По шее к щечкам пробежал,
Усами нос пощекотал,
И скрылся вмиг под колпаком,
Апчхи, апчхи,
Проснулся гном и потянулся!
Особое место в профилактике нарушений осанки занимают физкультпаузы (5 – 7 упр.) проводимые в течение дня. Помимо ежедневной утренней гигиенической гимнастики и процедур закалывания, обучайте детей плаванию (с 5-6 лет). При слабости мышц-разгибателей спины, при намечающихся отклонениях осанки, для профилактики возможных деформаций рекомендуем вводить в утреннюю гигиеническую гимнастику специальные корригирующие упражнения. Эти упражнения хорошо проводить и в виде самостоятельного комплекса в течение дня, так как они укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные мышцы и мышцы брюшного пресса.
Помните: наиболее важным в плане формирования правильной осанки и подготовки к школе является возрастной период от 4 до 7 лет.