Виктория Зеленина
Сотрудничество учителя и педагога-психолога в современных условиях образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа ставит своей главной целью гармоничное развитие ребенка. Разумеется, гармоничное развитие предполагает не только интеллектуальное развитие, связанное с содержанием образования, но и развитие физическое, эмоциональное, личностное и т. д. В этой связи особенно значимой в современных условиях является работа службы сопровождения ребенка. Сопровождение предполагает постоянное отслеживание и фиксирование изменений, происходящих с ребенком во всех вышеназванных сферах, выбор индивидуального маршрута сопровождения, то есть программ, направленных не только на решение возникших проблем и затруднений, но и на их предотвращение, а также постоянный анализ результатов этой работы. Психологическое сопровождение обучающихся является в настоящее время одним из основных направлений работы каждой современной школы. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим видением сотрудничества учителя начальных классов и психолога школы.
Публикация «Сотрудничество учителя и педагога-психолога в современных условиях образовательного пространства» размещена в разделах
Наша школа небольшая – ежегодно в среднем в ней обучаются 129-135 детей. В школе обучаются дети из различных семей: полных и неполных по своему составу, разного материального достатка, из семей с разным уровнем образования и культуры, дети с ОВЗ. Поэтому основной функцией совместной работы психолога и учителя в школе является, на мой взгляд, развивающая. Психолог как садовник, который заботится о прекрасном цветущем саде, своевременно удаляет сорняки – неурядицы и противоречия, создает возможность более полно раскрыться, развиться всему, что заложено в детях самой природой.
В течение каждого учебного года педагогом- психологом в тесном контакте с учителем ведется психологическая диагностика: проводятся тестирования, опросы, ведется наблюдение. Эти данные позволяют выявить индивидуальные особенности познавательной и личностной сферы ребенка, с ними знакомится учитель, который имеют возможность опереться в своей работе на более сильные стороны ученика и создать для него ситуацию успеха, благодаря формированию индивидуального стиля учебной деятельности учащихся. Тем самым для каждого, даже самого слабого ученика совместно с учителем разрабатывается программа индивидуальных занятий, которая позволяет школьнику освоить необходимый образовательный ценз. Особое внимание в ходе диагностической работы уделяется выявлению интересов, склонностей, способностей учащихся. Позволяет педагогам разрабатывать новые формы обучения: уроки-диспуты, уроки-конференции, интегрированные уроки, а также организовывать проектно-исследовательскую деятельность учащихся, в ходе которой развивается их творческий потенциал.
Очень важным является взаимодействие психолога и учителя с родителями учащихся. В рамках просветительской работы нами был проведен цикл работы «Интересы и способности детей», «10 заповедей семейного воспитания». Индивидуальные консультации позволяют родителям разобраться в истинных причинах какой-либо проблемы, особенно с детьми с ОВЗ. Как известно, осознание проблемы, признание ее существования – это наполовину ее решение. У нас всегда есть возможность выбора, и в каждой ситуации этих возможностей несколько. Психолог, как зеркало, поможет вам увидеть их вовремя. Профессиональная позиция педагога-психолога по отношению к педагогам школы должна, на наш взгляд, являться запросом на сотрудничество. Именно с этой позиции, когда учитель, по сути, является экспертом, многое знающим и наблюдающим в ребенке, возможна гибкая коррекция направлений работы психологической службы, возможна совместная деятельность по профилактике или решению появившихся проблем школьного обучения.