Елена Тюленева
Сотрудничество педагога и родителей как механизм подготовки ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.
Одно из главных изменений, произошедших в России за последние годы, касается ориентации воспитательной деятельности семьи на достижение успешности каждого ее члена в социуме, разных его сферах. Ценности духовно-нравственного характера начали дополняться, а иногда и вытесняться ценностями прагматического характера, что вызвало у семей новые ориентации в воспитании. Это формирование осознанного отношения детей к себе как самоценности, несущей свой образ жизни, стремящийся к определенному социальному положению. Важным стало сформировать у ребенка умение общаться, делать выбор, отстаивать свою позицию, находить неординарный способ выхода из проблемной ситуации.
Публикация «Сотрудничество педагога и родителей как механизм подготовки ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В соответствии с этим возросли требования к образовательным услугам ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования. Родители, как заказчики образовательных услуг, сами выбирают детский сад и программы развития, которые, по их мнению, наиболее продуктивны для подготовки ребенка к школе. При этом, как правило, они считают подготовкой к школе умение читать и писать.
Некоторые руководители и педагоги стали вводить в ДОУ школьные формы обучения, преподнося это родителям как особую услугу. Занятия по подготовке к грамоте заменяются занятиями по обучению чтению, вместе 20 – 25 мин они продлеваются до 35 – 40 (и это не только в подготовительной группе, но и в старшей, иногда приглашаются учителя начальной школы.
Приводя своего ребенка на занятия в школу (даже при посещении им подготовительной группы, родители считают, что они повышают его шансы на поступление в престижный класс. О том, что существует специальное постановление Министерства образования РФ, запрещающее школе принимать на подготовительные курсы детей, посещающих ДОУ, не знают не только педагоги, но и большинство родителей.
Особая задача работы с семьей – содействовать здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к здоровью как ценности и способствовать созданию здоровьесберегающей среды дома в процессе подготовки к школе.
Изучение проблем готовности детей, посещающих ДОУ, к школе и их школьной адаптации, показывает, что без затруднений в первом классе учатся менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, так как характеризуются низким уровнем адаптации к школьному социуму, высоким уровнем психофизиологических «затрат», а также резким ухудшением состояния здоровья. Это обусловлено изначально плохим его состоянием [4].
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:
ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;
имеет связное развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
В настоящее время выделяют две группы причин неподготовленности ребенка к школьному обучению :
органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка);
воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте.
Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие [2].
1. Выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь педагог.
По мнению Л. Ф. Обуховой [3], показателями готовности ребенка к школе, доступными для определения самими родителями, является следующие.
1. Игровые навыки, четкое соблюдение и выполнение правил, связанных с ролью.
2. Умение брать на себя роль учителя в игре.
3. Умение видеть предмет, состоящих из отдельных признаков (проявляется в изобразительной деятельности дошкольника).
4. Общая осведомленность – показатель того, что ребенок любознателен, у него сложились некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире.
Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.
При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы (общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения) :
- целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);
- единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;
- личностно ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.
Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и старались разнообразить формы работы с родителями :
1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы:
- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
- «8 советов родителям будущих первоклассников».
- Выставка на тему: «Это нужно для школы».
2. Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.
3. Консультации на тему:
- «Как выбрать школу».
- «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»
- «Немного об игре» и т. д.
4. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»
5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».
6. Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Таким образом, цель развития ребенка на этапе дошкольного детства – очертить основные возрастные характеристики: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, произвольность, образ «Я», и др. На направления развития ребенка – физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое – должна ориентироваться программа для родителей будущих первоклассников. Эти направления выступают в качестве оснований преемственности дошкольного и начального общего образования и задают учителю начальных классов ориентиры для индивидуального подхода к ребенку.
Список литературы:
1. Богоявленская, М. Е., Горячева, Т. Г. Причины школьной неуспешности у детей с признаками одаренности: Мат-лы III съезда РПО. М., 2003.
2. Луньков, А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М., 2006.
4. Предложения Центра психофизиологического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов РАО г. Нижнего Новгорода // Мат-лы дискуссионного клуба Федерации психологов образования России от 7 июня 2005 г.