Папки-передвижки

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей

Хлопина Светлана
Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.

(Всеобуч для родителей)

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей.

Коррекционные приёмы формирования правильной речи.

I Развитие ручной умелости.

Публикация «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей» размещена в разделах

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование правильной речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук:

Пальчиковые физминутки:

1. Пальцы-дружная семья, друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний. Безымянный и последний-

Наш мизинец малышок! УУУ! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять

И движенья выполнять…

2. Мы рога козы покажем и рога оленя даже…

Мы про зайку не забудем- ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!

3. Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз,2,3,4,5, начинай считать опять,

Раз,2,3,4,5, руки будем отряхать.

4. На пеньке лежит комок…

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребё нка 4-5 лет:

- рисует карандашами, мелками;

- собирает постройки из 9 кубиков;

- складывает бумагу более чем 1 раз;

- шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития ручной умелости дети дома должны:

- разминать пальцами глину, пластилин;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

- выполнять пальчиковые игры и упражнения;

- рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;

- вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, спичками, палочками;

- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

(Выкладывание родителями геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, треугольник, схема «рожица»)

II Учимся правильно дышать.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинают с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

(Показ по таблице «Ротовое, носовое дыхание»)

Упражнение «Хомячок» : пошмыгать носом, рот закрыт.

Упр. «Собачке жарко» (при этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота).

Упражнения на развитие длительного выдоха:

«Согреть руки» : выдох со звуком хххо.

«Остудить воду» : выдох со звуком ффф.

«Сдуть бабочку» : «Бабочка на цветке сидела, ветер дунул – улетела».

«Ветерок» (на ватку, полоску бумаги, снежинки и т. д.)

«Лодочки» (из пенопласта, бумаги).

«Футбол» (на ватный шарик или через соломинку на горошинку)

«Подводная лодка» (в стакане воды через соломинку)

Упражнения на развитие направленной воздушной струи и укрепляющие язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков:

«Фокус» : язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

«Забей гол» : язык лопаткой, выдох толчками.

Упражнения для углублё нного вдоха:

«Понюхать цветок», «Узнать фрукт по запаху» и т. д.

- Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух долго и медленно через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются (выполняют все)

Это диафрагмальное дыхание, т. е. дыхание животом, самое правильное и полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по волнам.

Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу после еды (через 1 ч).

III Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Массаж – совокупность приёмов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека.

Рассмотрим 1 из видов массажа – самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. Длительность сеанса 5-10 мин., каждое упражнение 4-6 раз, сидя или лёжа.

1. Для мышц головы и шеи.

«Я хороший» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, через уши к плечам (движения медленные, поглаживание).

2. Для лицевой мускулатуры.

«Рисуем дорожки»- двигать пальцами от середины лба к вискам.

«Рисуем ёлочки»- то же.

«Пальцевый душ»- легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят»- закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживая 5с

«Нарисуем усы»-двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Весёлый клоун»- двигать указательным и средним пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики»- похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико»- лёгкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

3. Для мышц языка.

«Непослушный язычок»- пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя».

«Покусывание»- легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Погладим язык губами»- просунуть язык как можно дальше сквозь щель между губами, расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

4. Расслсбляющий самомассаж кистей и пальцев рук.

- растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;

- растирать ладони движениями вверх-вниз;

- боковые поверхности сцепленных пальцев;

- разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперёк;

- делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с 2-мя грецкими орехами;

- разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочерёдно их растирать.

Массаж биологически активных зон:

Ра-ра-ра, погляди-ка, детвора.

(Ладони приставить ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.)

Ря-ря-ря, взошла красная заря.

(Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.)

Ре-ре-ре, растет рябина на горе.

(Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.)

Ри-ри-ри, клюют рябину снегири.

(Пальцами легко пробежаться по щекам.)

Массаж лица.

Носик, носик! Где ты носик?

(Провести кулачками по крыльям носа 4 раза)

Лобик, лобик. Где ты лобик?

(Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза)

Щёчка, щёчка! Где ты щёчка?

(Пальцами погладить сверху вниз 4 раза)

Где ты щёчка? Будет чистенькая дочка.

(Погладить ладонями шею.)

Будет чистенький сынок.

(Растереть ладошками уши)

И котёнок-малышок.

(Потереть ладони друг о друга.)

Массаж «Кисонька»

СА-са-са, кисонька-краса (погладить ладонями шею).

Сы-сы-сы, есть у кисоньки усы (кулачками провести по крыльям носа 7 раз).

Исы-исы-исы, молоко для кисы (провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз).

Иса-иса-иса, бантиком играет киса (ладонями растереть уши).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Фотоотчёт к проекту «В первый класс без дефектов речи»Фотоотчёт к проекту «В первый класс без дефектов речи» Уважаемые коллеги! В предыдущей работе я предложила Вам проект "В первый класс без дефектов речи" В нём я показала систему работы логопеда,.

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи»Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме "Роль семьи в преодолении дефектов.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Проект «В первый класс без дефектов речи» Детско-взрослый проект «В первый класс без дефектов речи» Актуальность проекта: Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 16:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Хлопина Светлана (УИ 2218461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД