Елена Колегова
Сотрудничество и совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ д/сад №123 "Белоснежка", г. Мурманск
Из опыта работы с родителями.
Автор: Колегова Елена Васильевна
Сотрудничество и совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников.
В обыденной жизни со словом «Игра»- родители связывают что-то несерьёзное, развлекательное. В чём сильно ошибаются.
Игра, - дело серьёзное, т. к. ведущая деятельность дошкольника. Это утверждение давно уже принято за аксиому. Никто с ним и не спорит. Но игра не возникает сама по себе.
Публикация «Сотрудничество и совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. Но, к сожалению, папы и мамы, как показывает опыт, редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребёнком, а третьи свободное время отводят на то, чтобы позаниматься с ним.
В детском саду тоже проблема – снижается интерес к игре, по причине того, что мы педагоги стремимся выполнить «социальный заказ» родителей. В результате, в детском саду и семье больше времени уделяется обучению, а не игровой деятельности, которая проецирует дальнейшую успешность ребёнка в жизни.
Ведь из детей, которые не успели поиграть в детстве, вырастают проблемные взрослые.
Поэтому я хочу поделиться своим опытом. Тема моей работы «Сотрудничество и совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников».
Тема рассматривается в трёх направлениях: «игровой модуль», взрослые учатся играть, игры в повседневной жизни.
I Направление. Игровой модуль.
Модуль – это сюжет, на основе которого организуется весь воспитательно-образовательный процесс в группе, в том числе работа с родителями.
Чтобы познакомить родителей с практическим опытом организации игровой деятельности в детском саду, была проведена неделя «Игра и игрушки».
Цель:
• Формировать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.
• Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью совместных игр.
Каждый день недели обозначен разными формами работы детского сада и семьи.
Формы работы детского сада и семьи:
Понедельник:
- познакомить родителей с информационным материалом «Как вызвать интерес к игрушке и к общению с взрослым?»;
- развлечение детей и педагогов.
Вторник:
- познакомить родителей с информационным материалом «Ориентировочный набор пособий для игр с мелкими игрушками в домашних условиях»;
- пригласить родителей на выставку «Мы играем».
Среда:
- выставка «Моя любимая игрушка»;
- пригласить родителей на «Игротеку», совместные игры детей и родителей в детском саду.
Четверг:
- познакомить родителей с информационным материалом «Создание игровых макетов в семье»;
Чтобы в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра не ушла на второй план, необходимо сделать её зоной ближайшего развития ребёнка. Для детей 5-7 лет такой зоной могут стать игры макетами. Что представляет собой такая игра? Это сюжетно-ролевая игра с мелкими игрушками.
Макет – это уменьшенный предметный образец пространства объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
- конкурс «Лучшая игрушка, сделанная руками детей и взрослых».
одители с детьми дома изготавливают игрушку и приносят в детский сад на выставку.
Пятница:
- развлечение с участием родителей, детей и педагогов.
В конце совместного развлечения, родители показали детям кукольный спектакль и подарили детям воздушные шары и подарки.
II Направление. Взрослые учатся играть.
Что же делать родителям, если ребёнок предлагает поиграть?
Прежде всего, игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Взрослым необходимо совмещать приятное с полезным, могут и должны «подкинуть» своим детям что-нибудь новенькое, полезное. Поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.
Надо отметить, что дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослым в игре. Обычно взрослые выступают в роли учителя. А ребёнку этого мало, вокруг и так много взрослых. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.
Родителям необходимо научиться быть полноценным участником игры: самому испытывать радость, огорчение, удивление и все другие эмоции, вызываемые ходом игры. Надо прыгать, ползать, смеяться, обижаться и по возможности постоянно находиться во взятой на себя роли.
Поэтому задача воспитателя и родителей – развивать большую устойчивость деятельности за счёт интересной мотивации, сюрпризного момента, потому что именно эмоциональное состояние ребёнка имеет огромное значение для его психического развития. Взрослым нужно привлекать внимание детей неожиданной радостью восприятия, а не волевым усилиям.
Родителям необходимо вносить в игру элемент занимательности. Это может быть любой персонаж. Например: театральная кукла, сказочный персонаж, игрушки или родители в роли кого-то и т. п.
А обучаемся всему этому мы вместе с родителями на развлечениях, праздниках, которые проводим каждый месяц.
III Направление. Игры в повседневной жизни.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь всё, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Своё понимание картины мира и отношение к ней дети отражают в самой близкой и понятной для них деятельности – игре. И игра вдвойне интересней, когда ребёнок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей.
Поэтому рекомендую родителям играть с детьми в повседневной жизни: утром и вечером, во время прогулки, перед сном, на кухне, по дороге домой из детского сада и даже в магазине и т. п.
Игры в повседневной жизни позволяют родителям узнать интересы, увлечения своего ребёнка, а также помогают развивать его творческие способности, фантазию, чувство композиции, умение придумывать.
Чем занять ребёнка?
Игры на кухне.
Игры с губками для мытья посуды.
Предложить ребёнку 2-3 упаковки, разных по размеру и цвету, губок для мытья посуды. Чем не оригинальный, лёгкий и экономичный конструктор. Поролоновые башни, дома и дорожки надолго поселятся на кухне.
Когда ребёнок всё же потеряет интерес к строительству из губок для мытья посуды, можно предложить превратить губки в кораблики и запускать их в обыкновенном тазу. По своему опыту я знаю, что игры с водой надолго завораживают внимание большинства детей. После игр с водой, родители с ужасом видят, что кухня напоминает озеро, но… пара пустых тазиков, пара губок (лучше разного размера, и – кто быстрее и больше соберёт воды?
Игры с макаронами.
Из сырых макарон, разных форм, размеров и даже цветов можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая те же формы и цвета.
Игры с крупой «Золушка».
Предложить ребёнку небольшое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросить помочь вам перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.
Игра звуков и вкусов.
На кухне всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать или попробовать.
Можно вместе посмотреть и послушать, как льётся или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане или чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горошек и тихо – манка. Потом можно попросить ребёнка отвернуться и предложить на слух определить, что вы сейчас делаете.
Игра «Закрой глаза – открой рот».
Ребёнок с закрытыми глазами определяет на вкус то, что вы ему предложили, - это может быть кусочек яблока, банана, огурца и т. д. Возможно, даже нелюбимые продукты в качестве тестируемых образцов пройдут на «ура». Можно поменяться ролями, и уж если вы «ошибётесь»,- бурный восторг гарантирован!
• География на кухне.
Кастрюля с супом – мировой океан, папина, мамина и детская тарелки – части мирового океана, то есть моря. Чашка с чаем – глубокое озеро, а чай налитый в блюдце, - это уже мелкое озеро с плоским дном. Льющаяся вода из крана – водопад.
• География на прогулке.
Если на улице жара, - объявите, что сегодня вы живёте в Африке. Попробуйте одеться соответственно вашим представлениям об одежде африканцев. Приготовьте что-нибудь из «африканской» пищи или просто купите бананы.
Если на улице холодно, пошёл первый снег, - вообразите, что вы на Северном полюсе, наденьте шубу и питайтесь «сырой рыбой» как белые медведи.
Рельеф – «выпуклости и вогнутости» земной поверхности – изучаем зимой,
катаясь на горках.
Весной, наблюдая за ручьями и тающим снегом, углубляем знания о гидрологии.
Летом на даче можно играть в путешественников, рисуя карты и отправляясь в «рискованные» путешествия за сокровищами, например за яблоками в чужой сад. А соседская собака прояснит понятие «граница».
Как устроен мир с точки зрения географии, проще всего объяснить ребёнку, играя в матрёшку. Мама, папа и ребёнок (семья) живут в доме, дом находится на улице, улица – в городе, город – в стране, страна – на материке (континенте, континент – на полушарии, а полушария складываются в планету – Землю. Соответственно, самая большая матрёшка – планета Земля, а самая маленькая – дом.
Вариантов игр в повседневной жизни множество, с помощью которых родители могут развлечь своего ребёнка. Главное – вовремя вспомнить о том, что те необыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для детей могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всём его многообразии!
В итоге моей работы:
• Родители стали понимать важность непосредственного участия в педагогическом процессе через игру;
• взаимоотношения родителей друг с другом приобрели более тёплый характер;
• общение с детьми получило новое содержание;
• родители начали относиться к играм детей более осознанно, сделали свой совместный отдых полезнее и интереснее;
• в глазах детей возрос авторитет родителей;
• у детей появилось больше уверенности в себе, повысилась их самооценка;
• дети стали более внимательными, любознательными, трудолюбивыми.
Не зря существует такое мнение:
«Игра-вещь полезная,
игра со взрослым -вещь очень полезная,
игра с родителями – вещь особо полезная».
ЛИТЕРАТУРА:
1. "Игра и дети", журнал для родителей, 0/2001.
2. "Разноцветные игры", К. Ю. Белая, В. М. Сотникова, ЛИНКА -ПРЕСС, Москва, 2007.
3. "Играют взрослые и дети",учебно - методическое пособие, ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2006.