Мария Аргудяева
Сотрудничество ДОУ с семьёй по формированию основ ЗОЖ у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2. Практическая часть.
2.1. Констатирующий эксперимент.
Изучив и проанализировав федеральный и региональный опыт работы с детьми по формированию осознанного отношения к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ, я пришла к выводу, что без сотрудничества с родителями, процент успеха деятельности в данном направлении, будет невелик.
На педагогическом совете ДОУ были определены участники работы в данном направлении: педагоги, воспитанники, родители, а так же поставлены основные задачи :
1. Повышение уровня теоретических знаний и практических умений коллектива ДОУ и родителей в вопросах культуры здоровья.
Публикация «Сотрудничество ДОУ с семьёй по формированию основ ЗОЖ у старших дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
2. Формирование у детей осознанного отношения к здоровью и здоровьесберегающего поведения.
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Работа по взаимодействию с семьёй основывается на единстве, когда цель и задачи воспитания ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Очень важно в работе с семьёй применять индивидуальный подход на основе учёта здоровья, интересов и потребностей.
Чтобы определить компетентность в вопросах здоровья, организовали посещение семей и опрос родителей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на ряд вопросов. Это поможет нам в организации нового направления в работе детского сада «Формирование у дошкольников культуры здоровья».
1. Какого ребёнка можно назвать здоровым?
2. Назовите слагаемые ЗОЖ (Назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье ребёнка).
3. Перечислите принципы рационального питания:
4. Придерживаетесь ли режима дня детского сада в домашних условиях?
5. Какие культурно-гигиенические навыки Вы формируете у детей?
6. Для чего нужны занятия физическими упражнениями?
7. Как вы закаливаете своего ребёнка?
8. Какие виды детского травматизма Вы знаете?
9. Рассказываете ли Вы своему ребёнку о влиянии этих факторов на здоровье?
10. Какие вопросы, связанные со здоровьем вашего ребёнка Вас интересуют(3)
В ходе анкетирования было выявлено, что не все родители занимаются спортом, наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями считают: совместные спортивные праздники, открытые занятия. Из этого я сделала вывод, что родители готовы сотрудничать с детским садом и участвовать в совместных спортивных мероприятиях. Анкетирование на данном этапе показало следующий уровень просвещённости родителей в вопросах здоровья.
Высокий – 8%
Средний – 40%
Низкий – 52%
Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях.
Родители имеют общие представления об укреплении здоровья детей и культуре здоровья, но нуждаются в обогащении знаний и практическими рекомендациями.
Работу с родителями проводили параллельно с работой с детьми. Педагоги разработали перспективный план, в который включили разнообразные мероприятия с участием родителей детей и педагогов, направленные на сплочение родительского и детского коллективов. Все мероприятия планировались с учётом интеграции образовательных областей.
2.2. Формирующий эксперимент.
Работа по формированию у детей культуры здоровья в ДОУ проводилась на основе целей и задач, а также интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Познание» согласно требованиям ФГТ, и содержанию работы с детьми и родителями по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
С целью привлечения родителей к сотрудничеству в работе по формированию культуры здоровья у детей, старались использовать различные формы работы, которые дали положительные результаты. Повысилась активность участия родителей в работе ДОУ, они стали незаменимыми помощниками педагогов в воспитании детей.
Формы взаимодействия ДОУ и родителей
Фронтальные
Индивидуальные
Печатные
Совместная
деятельность
- Родительские собрания
- Дни открытых дверей
- Круглый стол
- Мастер-класс
- Вечера вопросов и ответов
- Проведение опросов, анкетирование родителей
- Посещение семей на дому
- Индивидуальные беседы с родителями
- Индивидуальные консультации
- Дежурство родителей в д/саду
- Просмотры с родителями разных видов детской деятельности
-Информационные корзины
- Родительские уголки
- Тематические выставки
- Конкурсы семейных газет
- Памятки
- Педагогический бюллетень
- Семейный клуб
- Выставки
- Конкурсы
- Семейные спортивные досуги
- Семейные праздники
Совместная работа с семьёй строилась на принципах добровольности, содружества, систематичности и последовательности в работе, а так же индивидуального подхода к каждой семье. Особенно действенны были индивидуальные формы взаимодействия с родителями, которые в процессе
тестирования показали низкий уровень сознания и компетентности в вопросах здоровья.
Например, родители Саши Петрова, ссылаясь на занятость, редко приходили в детский сад. Сашу приводила и забирала всегда бабушка. Я посетила ребёнка на дому, ближе познакомилась с родителями, поговорили на тему зимнего отдыха, предложила встретиться вечером на катке. На следующий день родители вместе пришли за Сашей в детский сад. Я рассказала о необходимости дежурства в детском саду. Петровы сначала неохотно, но всё-таки согласились, и день дежурства для них стал днём – познаний. Они столько нового узнали и увидели о жизни детского сада, своего ребёнка, познакомились с его друзьями, играли с ними на физкультурном занятии, ходили на прогулку, где организовывали строительство снежной крепости. После этого дня родители Саши Петрова стали нашими помощниками и главными участниками в организации и проведении мероприятий ЗОЖ.
На спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» команда семьи Петровых стала победителями. Это была и наша победа тоже!
Активизировали работу, ранее созданного, семейного клуба «Вдохновение».
Деятельность клуба приобрела статус информационного центра, где проводились консультации для родителей, заседания круглого стола, семинары – практикумы, куда приглашались психолог, врач-педиатр амбулатории, учителя начальных классов МБОУ СОШ пос. Мирный. В процессе общения изменился характер взаимодействий с родителями, отношения стали более тёплыми и доверительными.
2.3. Контрольный эксперимент.
В результате проведённой работы в ДОУ была выстроена система взаимоотношении с семьёй. Её эффективность прослеживается в возросшем уровне компетентности родителей и дошкольников в вопросах культуры здоровья. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности, физическую подготовленность дошкольников.
По той же методике, что и в начале работы, я провела анкетирование родителей, результаты показали положительную динамику изменения уровня
компетентности в вопросах культуры здоровья.
Анкета 1 Анкета 2
Высокий – 8% Высокий – 28%
Средний – 40% Средний – 67%
Низкий – 52% Низкий – 5%
2.4. Выводы
Изученная и проделанная мной работа подтверждает важность и необходимость её проведения в дошкольном учреждении. Выстроив систему работы на основе интегрированного подхода во взаимодействии с родителями по формированию культуры здоровья детей, были достигнуты позитивные изменения:
• Улучшились показатели детей дошкольного возраста;
• Повысился уровень информационной компетентности, была сформирована мотивационная готовность к оздоровительной деятельности в семье и осознанное отношение родителей и детей к вопросу здоровьесбережения;
• Родители стали проявлять интерес, активную позицию и высокую ответственность к проводимым оздоровительным мероприятиям в ДОУ;
• Изменился характер обращения родителей к педагогу в сторону интереса к вопросам оздоровления детей;
• Улучшились взаимоотношения в семье за счёт понимания собственного ребёнка, адекватной оценки его здоровья и физического развития;
• Сформировалось положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления, повысилась удовлетворённость оказанной помощью.
За основу своей работы взяла региональный опыт коллег по организации и содержанию здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области, работающих под руководством научного руководителя заведующей кафедрой дошкольного образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, кандидата биологических наук, доцента Анохиной И. А.