Ксения Ревякина
Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Особенно эффективно развитие творческих способностей происходит в дошкольном возрасте.
Публикация «Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни» размещена в разделах
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.
Пантелеев Г. Н., Лыкова И. А. определяют «детский дизайн» как общественно полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. Детский дизайн направлен на развитие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов [2].
Основной идеей детского дизайна, как педагогического явления, является обеспечение вхождения каждого ребенка в общечеловеческую культуру, социум.
Использование детского дизайна в учебно-воспитательном процессе, позволяет обеспечивать овладение детьми универсальными способами вхождения в культуру социума не только потребителем, но и творцом, созидателем.
Детский дизайн может быть выражен в различных видах. Достаточно широко в практике используется предметно-декоративный и пространственно-декоративный (или архитектурно-художественный) дизайн. Первый предлагает создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок). Второй основан на деятельности в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш, ландшафт и т. д.) [3].
Архитектурно-художественный дизайн дает возможность не только познакомить с доступными для восприятия образцами отечественного и мирового зодчества, относящихся как к современности, так и к эпохам прошлого, но и сформировать эстетическое отношение к собственному быту, развивать соответствующие творческие умения, доступные детям.
Овладение архитектурно-художественным дизайном происходит в трех измерениях: кукольная, детская и взрослая среда. Первоначально дети осваивают навыки по благоустройству кукольно-игрового пространства, а затем переходят в соразмерный с ним «детский интерьер».
Во время сюжетно-ролевых игр дети стремятся к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Они постепенно приобретают умения подбирать, изготавливать доступными способами (рисование, вырезание и пр.) несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно-игровых пространств, а также декорации к спектаклям, развлечениям и праздникам.
Педагог постепенно начинает направлять усилия детей на доработку «белых пятен убранства», предполагает тесное сотворчество с художником: дошкольники заканчивают, завершают работу, создавая различного рода миниатюры по типу «Докрась», «Дорисуй», «Дострой» и пр.
Следует заметить, что достаточно эффективной является дизайн-деятельность дошкольников, осуществляемая в художественно-игровых ситуациях, например, «Ярмарка», «Аукцион», «Город мастеров» и др., при организации ширм-комнат, при совместной подготовке с педагогом декоративного убранства развлечений («Умелые руки», «Хозяюшка» и др.).
Еще одним видом детского дизайна является создание аранжировок из природных и искусственных материалов, в рамках которой дошкольники приобщаются к природе, к эстетическим принципам организации среды.
Приобщение к различным видам дизайна в дошкольном возрасте предполагает создание педагогическим коллективом дошкольной организации специальных условий [2; 3] :
• эстетически грамотной среды;
• художественно-декоративной деятельности ребенка;
• наблюдений за окружающим миром.
Особую значимость в организации детского дизайна имеет профессионализм педагога, основанный на любви к детям, знании их особенностей, а также искусства и культуры. Для формирования и развития навыков дизайн-деятельности необходимо и создание специального места в групповых помещениях, например, изостудии или определенного места, уголка для занятий. Причем, как указывает Т. А. Котлякова, в изостудии необходимо создавать условия для реализации дошкольниками возможности попробовать себя в разных видах художественной деятельности [1].
Таким образом, анализ научной и методической литературы позволяет заключить, что детский дизайн является одной из составляющих процесса творческого развития дошкольников. Активное привлечение дошкольников к преобразованию и преображению окружающей среды в детском саду и дома на основе полученных знаний, сформированных умений и эмоциональных установок, позволяет ввести детей в условия современной социокультурной действительности, при одновременном развитии их творческих начал.
Список литературы:
1. Котлякова Т. А., Полякова О. Ю., Бакирова Д. М. Развитие творческой активности дошкольников в дизайнерской деятельности по моделированию игрового пространства: учебно-методическое пособие / Т. А. Котлякова, О. Ю. Полякова, Д. М. Бакирова. Под ред. Т. А. Котляковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2020.- 230 с.
2. Пантелеев Г. О. Детский дизайн / Г. О. Пантелеев. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с.
3. Федотова, С. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна [Электронный ресурс] / С. А. Федотова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - №6. – С. 34-36.