Папки-передвижки

Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни

Ксения Ревякина
Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни

В настоящее время актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Особенно эффективно развитие творческих способностей происходит в дошкольном возрасте.

Публикация «Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни» размещена в разделах

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Пантелеев Г. Н., Лыкова И. А. определяют «детский дизайн» как общественно полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. Детский дизайн направлен на развитие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов [2].

Основной идеей детского дизайна, как педагогического явления, является обеспечение вхождения каждого ребенка в общечеловеческую культуру, социум.

Использование детского дизайна в учебно-воспитательном процессе, позволяет обеспечивать овладение детьми универсальными способами вхождения в культуру социума не только потребителем, но и творцом, созидателем.

Детский дизайн может быть выражен в различных видах. Достаточно широко в практике используется предметно-декоративный и пространственно-декоративный (или архитектурно-художественный) дизайн. Первый предлагает создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок). Второй основан на деятельности в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш, ландшафт и т. д.) [3].

Архитектурно-художественный дизайн дает возможность не только познакомить с доступными для восприятия образцами отечественного и мирового зодчества, относящихся как к современности, так и к эпохам прошлого, но и сформировать эстетическое отношение к собственному быту, развивать соответствующие творческие умения, доступные детям.

Овладение архитектурно-художественным дизайном происходит в трех измерениях: кукольная, детская и взрослая среда. Первоначально дети осваивают навыки по благоустройству кукольно-игрового пространства, а затем переходят в соразмерный с ним «детский интерьер».

Во время сюжетно-ролевых игр дети стремятся к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Они постепенно приобретают умения подбирать, изготавливать доступными способами (рисование, вырезание и пр.) несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно-игровых пространств, а также декорации к спектаклям, развлечениям и праздникам.

Педагог постепенно начинает направлять усилия детей на доработку «белых пятен убранства», предполагает тесное сотворчество с художником: дошкольники заканчивают, завершают работу, создавая различного рода миниатюры по типу «Докрась», «Дорисуй», «Дострой» и пр.

Следует заметить, что достаточно эффективной является дизайн-деятельность дошкольников, осуществляемая в художественно-игровых ситуациях, например, «Ярмарка», «Аукцион», «Город мастеров» и др., при организации ширм-комнат, при совместной подготовке с педагогом декоративного убранства развлечений («Умелые руки», «Хозяюшка» и др.).

Еще одним видом детского дизайна является создание аранжировок из природных и искусственных материалов, в рамках которой дошкольники приобщаются к природе, к эстетическим принципам организации среды.

Приобщение к различным видам дизайна в дошкольном возрасте предполагает создание педагогическим коллективом дошкольной организации специальных условий [2; 3] :

• эстетически грамотной среды;

• художественно-декоративной деятельности ребенка;

• наблюдений за окружающим миром.

Особую значимость в организации детского дизайна имеет профессионализм педагога, основанный на любви к детям, знании их особенностей, а также искусства и культуры. Для формирования и развития навыков дизайн-деятельности необходимо и создание специального места в групповых помещениях, например, изостудии или определенного места, уголка для занятий. Причем, как указывает Т. А. Котлякова, в изостудии необходимо создавать условия для реализации дошкольниками возможности попробовать себя в разных видах художественной деятельности [1].

Таким образом, анализ научной и методической литературы позволяет заключить, что детский дизайн является одной из составляющих процесса творческого развития дошкольников. Активное привлечение дошкольников к преобразованию и преображению окружающей среды в детском саду и дома на основе полученных знаний, сформированных умений и эмоциональных установок, позволяет ввести детей в условия современной социокультурной действительности, при одновременном развитии их творческих начал.

Список литературы:

1. Котлякова Т. А., Полякова О. Ю., Бакирова Д. М. Развитие творческой активности дошкольников в дизайнерской деятельности по моделированию игрового пространства: учебно-методическое пособие / Т. А. Котлякова, О. Ю. Полякова, Д. М. Бакирова. Под ред. Т. А. Котляковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2020.- 230 с.

2. Пантелеев Г. О. Детский дизайн / Г. О. Пантелеев. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с.

3. Федотова, С. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна [Электронный ресурс] / С. А. Федотова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - №6. – С. 34-36.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Фотоотчет о художественной деятельности детей 5-го года жизни по созданию подарков мамам и бабушкам к празднику 8 МартаФотоотчет о художественной деятельности детей 5-го года жизни по созданию подарков мамам и бабушкам к празднику 8 Марта В течение нескольких предпраздничных дней дети изготавливали поздравительные открытки мамам и бабушкам, готовясь порадовать их в Международный.

Фотоотчет о художественной деятельности детей 5 года жизни по теме «Насекомые»Фотоотчет о художественной деятельности детей 5 года жизни по теме «Насекомые» «Божьи коровки» - конструирование способом оригами из бумаги квадратной формы Божьи коровки – небольшие жуки с 2 парами крыльев, как и.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Конспект занятия по лепке «Коллективная работа «Гусеница» с детьми пятого года жизниКонспект занятия по лепке «Коллективная работа «Гусеница» с детьми пятого года жизни Цель: Продолжать учить детей раскатывать кусок пластилина в тонкий жгут. Образовательные задачи: • Совершенствовать навыки скатывания.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни
Опубликовано: 4 октября 2022 в 12:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД