Светлана Бартенева
Составляющие функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
Публикация «Составляющие функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.
В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено:
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Функциональная грамотность-это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
добывать знания
применять знания и умения
оценивать знания и умения
осуществлять саморазвитие
Что нужно для формирования функциональной грамотности :
*Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности.
* Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
* Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
* Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения.
*Учение в общении, или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах).
Составляющие функциональной грамотности :
1. Читательская
2. Математическая
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
Читательская грамотность.
Актуальность: книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить,
Грамотность воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.
Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Этапы формирования основ читательской грамотности
Организация соответствующей предметноразвивающей и Организационноподготовительный речевой среды
Продуманный анализ содержания произведения
Мотивационнодиагностический
Деятельностный
Развитие у детей самостоятельности в словесно-
творческих проявлениях
Рефлексивный
Организация совместной игровой деятельности с
детьми по мотивам произведения художественной
литературы
Естественнонаучная грамотность
Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у детей младшего дошкольного возраста основу миропонимания.
Становление естественнонаучных представлений у детей младшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
1 Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе.
2 Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер.
3 Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.
В практике дошкольного воспитания зачастую в ходе образовательной деятельности дети практически лишены возможности задавать вопросы весь материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса
детей. А временные рамки образовательной деятельности не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с физическими явлениями будет проходить успешно:
• при интегративном подходе, предполагающем взаимосвязь различных
видов детской деятельности: исследовательской, изобразительной,
игровой, театральной деятельности;
• при организации развивающей среды, включающей лаборатории для
проведения экспериментов, мастерских для развития познавательной
активности;
Финансовая грамотность
Гипотеза: Изучая курс финансовой грамотности в детском саду, у детей
сформируются знания и умения в области экономики.
Миссия: несет финансово-экономическое образование детей,
направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развития нестандартного мышления в области финансов (включая
творчество и воображение)
Новизна: реалии времени требуют новых подходов с учетом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к
экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов
Цель : формирование у дошкольников начального представления о
финансовой грамотности.
Задачи формирования основ финансовой грамотности :
1. воспитывать уважения к труду, людям труда,
бережливого отношения ко всем видам собственности;
2. воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
3. воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это обусловлено рядом причин :
началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка
узнавать цифры, считать, решать задачи.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у
дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике!
В условиях дошкольного образования процесс формирования Функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.