Приложение МААМ

Составляющие функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Светлана Бартенева
Составляющие функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

Публикация «Составляющие функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.

В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено:

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Функциональная грамотность-это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

добывать знания

применять знания и умения

оценивать знания и умения

осуществлять саморазвитие

Что нужно для формирования функциональной грамотности :

*Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности.

* Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

* Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.

* Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения.

*Учение в общении, или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах).

Составляющие функциональной грамотности :

1. Читательская

2. Математическая

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

Читательская грамотность.

Актуальность: книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить,

Грамотность воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Этапы формирования основ читательской грамотности

Организация соответствующей предметноразвивающей и Организационноподготовительный речевой среды

Продуманный анализ содержания произведения

Мотивационнодиагностический

Деятельностный

Развитие у детей самостоятельности в словесно-

творческих проявлениях

Рефлексивный

Организация совместной игровой деятельности с

детьми по мотивам произведения художественной

литературы

Естественнонаучная грамотность

Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у детей младшего дошкольного возраста основу миропонимания.

Становление естественнонаучных представлений у детей младшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1 Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе.

2 Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер.

3 Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.

В практике дошкольного воспитания зачастую в ходе образовательной деятельности дети практически лишены возможности задавать вопросы весь материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса

детей. А временные рамки образовательной деятельности не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с физическими явлениями будет проходить успешно:

• при интегративном подходе, предполагающем взаимосвязь различных

видов детской деятельности: исследовательской, изобразительной,

игровой, театральной деятельности;

• при организации развивающей среды, включающей лаборатории для

проведения экспериментов, мастерских для развития познавательной

активности;

Финансовая грамотность

Гипотеза: Изучая курс финансовой грамотности в детском саду, у детей

сформируются знания и умения в области экономики.

Миссия: несет финансово-экономическое образование детей,

направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развития нестандартного мышления в области финансов (включая

творчество и воображение)

Новизна: реалии времени требуют новых подходов с учетом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к

экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов

Цель : формирование у дошкольников начального представления о

финансовой грамотности.

Задачи формирования основ финансовой грамотности :

1. воспитывать уважения к труду, людям труда,

бережливого отношения ко всем видам собственности;

2. воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

3. воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это обусловлено рядом причин :

началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка

узнавать цифры, считать, решать задачи.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у

дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике!

В условиях дошкольного образования процесс формирования Функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Лэпбук — интерактивное пособие, позволяющее обобщить и систематизировать изучаемые материалы. А поскольку в детском саду рассмотрение вопросов,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие рассчитано на старший дошкольный и младший школьный возраст. В условиях современного мира экологическое воспитание.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составляющие функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 4 августа 2022 в 19:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составляющие функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бартенева (УИ 1883461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД