Папки-передвижки

Консультация учителя-логопеда для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Ольга Поверинова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы

Доказано, что дети дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные нарушением. Им свойственно: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, гиперактивность или заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий. Эти факторы препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром.

«Психофизиологические особенности детей с ТНР»

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, требуется учёт ряда их психофизиологических особенностей. Дети с общим недоразвитием речи довольно быстро утомляются, они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают резкие перепады настроения.

На занятиях: у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость ; дети вертятся, разговаривают, не воспринимают учебный материал. Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают. В процессе общения между собой: у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы);

другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с

навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Использование инновационных методов коррекционного воздействия, а также эффективных форм и приемов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о поиске инновационных форм и образовательных технологий. И одним из таких направлений является включение здоровьесберегающих технологий в деятельность с дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей, педагога и родителей; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

В основном на занятиях используют такие известные,

традиционные методы и приемы как:

-Дыхательная гимнастика;

-Артикуляционная гимнастика;

-Психогимнастика, логоритмические упражнения;

-Развитие мелкой и общей моторики;

-Комплексы упражнений, направленных на

профилактику нарушений зрения.

Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, учителя-логопеды активно стали использовать в практике нетрадиционные методы (кинезитерапия, гидрогимнастика, суджок-терапия, гимнастика Стрельниковой, песочная терапия).

Кинезитерапия - от греческого kinesis — движение,, therapia — лечение,

т. е. кинезитерапия – это лечение движением.

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем

предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены

положительные структурные изменения в организме:

-синхронная работа полушарий головного мозга;

-совершенствование и координация роли нервной системы.

Самое распространенное упражнение: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» (совместное движение глаз и языка).

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой

воде различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д.)

Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему

ребенка.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает «Су-Джок терапия».

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются

система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и

профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств.

Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке).

«Песочная терапия в логопедической практике»

Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики

пальцев и кистей рук. Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они

превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми.

«Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей»

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с

коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по

мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

«Использование техники релаксации как одной из форм здоровьесберегающих технологий»

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных

переживаний или физических усилий. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

«Принципы здоровьесберегающих технологий»:

Принцип «не навреди!»

Принцип сознательности

Принцип непрерывности процесса

Принцип систематичности и последовательности

Принцип доступности и индивидуальности

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха

Принцип постепенного наращивания оздоровительного

воздействия.

И еще очень важный совет: никогда не ругайте ребенка за его неумение правильно говорить или писать, он в этом не виноват. Ваша задача – скорее помочь ему справиться с этими трудностями. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

Спасибо за ваше внимание!

Публикации по теме:

Информационный стенд учителя-логопеда «Кораблик Звукарик» для родителей воспитанников ДОУИнформационный стенд учителя-логопеда «Кораблик Звукарик» для родителей воспитанников ДОУ Информационный стенд «Кораблик Звукарик» расположен на стене, напротив входа в кабинет учителя-логопеда. Основная функция стенда - это.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Опубликовано: 16 января 2025 в 12:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Поверинова (УИ 941814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД