Ольга Поверинова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Доказано, что дети дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные нарушением. Им свойственно: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, гиперактивность или заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий. Эти факторы препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром.
«Психофизиологические особенности детей с ТНР»
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, требуется учёт ряда их психофизиологических особенностей. Дети с общим недоразвитием речи довольно быстро утомляются, они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают резкие перепады настроения.
На занятиях: у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость ; дети вертятся, разговаривают, не воспринимают учебный материал. Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают. В процессе общения между собой: у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы);
другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с
навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Использование инновационных методов коррекционного воздействия, а также эффективных форм и приемов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о поиске инновационных форм и образовательных технологий. И одним из таких направлений является включение здоровьесберегающих технологий в деятельность с дошкольниками.
Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей, педагога и родителей; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
В основном на занятиях используют такие известные,
традиционные методы и приемы как:
-Дыхательная гимнастика;
-Артикуляционная гимнастика;
-Психогимнастика, логоритмические упражнения;
-Развитие мелкой и общей моторики;
-Комплексы упражнений, направленных на
профилактику нарушений зрения.
Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, учителя-логопеды активно стали использовать в практике нетрадиционные методы (кинезитерапия, гидрогимнастика, суджок-терапия, гимнастика Стрельниковой, песочная терапия).
Кинезитерапия - от греческого kinesis — движение,, therapia — лечение,
т. е. кинезитерапия – это лечение движением.
Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.
Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем
предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены
положительные структурные изменения в организме:
-синхронная работа полушарий головного мозга;
-совершенствование и координация роли нервной системы.
Самое распространенное упражнение: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» (совместное движение глаз и языка).
Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой
воде различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д.)
Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему
ребенка.
Высокой эффективностью и безопасностью обладает «Су-Джок терапия».
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.
Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются
система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и
профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств.
Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке).
«Песочная терапия в логопедической практике»
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики
пальцев и кистей рук. Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они
превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми.
«Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей»
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с
коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по
мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
«Использование техники релаксации как одной из форм здоровьесберегающих технологий»
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных
переживаний или физических усилий. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
«Принципы здоровьесберегающих технологий»:
Принцип «не навреди!»
Принцип сознательности
Принцип непрерывности процесса
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуальности
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Принцип постепенного наращивания оздоровительного
воздействия.
И еще очень важный совет: никогда не ругайте ребенка за его неумение правильно говорить или писать, он в этом не виноват. Ваша задача – скорее помочь ему справиться с этими трудностями. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.
Спасибо за ваше внимание!