Ильсеяр Вахитова
Конспект занятия в средней группе «Стилизованный татарский орнамент (рисование пластилином — пластилинография)»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Воспитатель Вахитова ИльсеярМиневелиевна
Тип занятия: комбинированное.
Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края, познакомить детей с техникой пластлинографии.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «волна»);
• активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.
• - познакомить детей с новой техникой с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;
• - познакомить детей с созданием сложных лепных композиций и с использованием разнообразных приёмов лепки;
• - познакомить со смешиванием пластилина разных цветов для получения более светлого оттенка, с приёмом «вливания одного цвета в другой».
Развивающие:
• Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином;
• Закрепить знакомые приёмы лепки;
• Способствовать развитию воображения и фантазии детей;
• Развивать мелкую моторику рук пространственной ориентации, сенсомоторной координации.
Воспитательные:
• воспитывать познавательный интерес к работе в технике пластилинографии
• воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;
• воспитывать интерес к истории татарского народа и его традиция
Методы обучения: словесные (беседа, наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров, практические (демонстрация приёмов работы).
Материалы, инструменты, оборудование:
Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги, шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна», «письмо» картон, пластилин, доска для лепки, стеки, шаблоны орнамента, иллюстрации «Мечеть», «Чак-чак», «Флаг, герб села Шыгырдан»).
Форма организации деятельности: групповая.
Ход занятия:
1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг)
- Ребята, сего,0дня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.
Но есть подсказка – картинки (Мечеть, чак-чак, флаг села Шыгырдан). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).
Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, балалар! и читаю (Здравстуйте, ребята) Молодцы! Отгадали!
Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).
- Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Чуваши, русские, татары, мордва).
- Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности.
- Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)
- Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки. Еще татары живут в разных республиках нашей страны. Наше село Шыгырдан находится в Чувашской Республике и мы очень рады что наше село находится в солнечной Чувашии.
3. Основная часть
- Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.
Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).
«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.
«Геометрический». Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.
«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.
- Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый
- Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).
Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)
Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.
Физкультминутка:
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Руки подняли и покачали -
Это цветы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Так ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки отставим назад.
Практическая работа
У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента тюльпан, вторая - волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.
Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.
Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).
Вам нужно будет рисовать пластилином стилизованные орнаменты.
Но прежде чем приступить к работе,Давайте вспомним правила безопасности труда с пластилином. После окончания работы вымыть руки с мылом или протереть влажной салфеткой. При работе используется стеки-ножи для пластилина, вытри их после окончания работы.
Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)
- Как называется этот цветок? (Тюльпан)
- Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)
- Какого цвета лепестки? (зелёного)
Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей.
3. Заключительная часть
- Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.
- Понравилось ли вам занятие?
- Ребята, о каком народе мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
Теперь давайте уберём свое рабочее место