Наталья Рачеева
Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» с использованием ТРИЗ-технологии
На меня произвела большое впечатление жизнь основателя триз-технологии.
Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ, родился 15 октября 1926 года в Ташкенте.
В те годы, совсем еще мальчишкой, Г. С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель.
. Так еще в школе Г. С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.
Публикация «Составление рассказа по сюжетной картине „Зимние забавы“ с использованием ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Жизнь постаила его в такие рамки, что возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель — создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. Жизнь его была не из легких и об этом интересно почитать.
Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы" с использованием триз- технологии.
Цель нашей работы в этой теме это : обучение составлению описательных рассказов по картине.
Задачи:
Упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.
Способствовать активизации словаря детей.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Развивать эстетические чувства, способность анализировать, устанавливать связи между предметами.
Методические рекомендации к реализации этой задачи в целом сводятся к следующему:
Картина не демонстрируется детям заранее.
Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию картины. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине.
Заслушиваются рассказы, составленные только 35 ребятами из 20 детей.
Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо
плохо».
Работа над одной картиной занимает 2 недели и 2-3 картины в год достаточно для дошкольников.
Содержание этапов Их всего 9 и далее мы более подробно их рассмотрим.
Этап 1. Определение объектов на картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.
Этап 1. Определение объектов на картине
Цели этапа:
учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;
активизировать словарь дошкольников
Алгоритм определения состава картины я предлагаю вам в дальнейшем видео.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине
Цели:
учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
учить объяснять связи между
следующая цель как всегда это-активизировать словарь дошкольников
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине
Цели:
учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;
Основное правило:
«Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;
Алгоритм составления загадок
Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими.
Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части.).
Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку :
Какой предмет? Что такое же у других предметов?
Что делает? Кто или что делает так же?
На что это похоже? Чем отличается?
Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
Найди в них общее.
Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств
Цели:
учить детей на основе восприятия объекта представлять
возможные ощущения через разные органы чувств (слух,
обоняние, осязание);
Главное в этом этапе озвучивать правило:
«Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»;
активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины
Цели:
учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;
активизировать речь с помощью рифмующихся слов;
Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине
Цели:
учить детей пространственной ориентировке на картине;
активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия);
правило этого этапа :
«У каждого объекта есть свое место на картине»
Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения
Цели:
упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на
картине, изменять свое настроение во времени;
учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;
активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени
Цели:
учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;
правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»;
Этап 9. Понятие о смысловых
характеристиках картины
Цели:
учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;
учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;
активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины;