Надежда Петрова
Воспитание толерантности у дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать +Заказ
Наша страна всегда была крепка своими традициями и гордилась главной из них – братскими отношениями к представителям любой национальности. Россия всегда была «старшим братом», готовым защитить и поддержать своих младших сестер.
Многие годы на территории нашей Родины живут представители разных национальностей: русские, буряты, белорусы, узбеки, таджики, и многие другие, каждая из которых имеет свою историю, культуру, свои богатые традиции. И все же они близки. В традициях любого народа мы встречаем уважение к старшим, забота о маленьких, нетерпимое отношение к предательству и злу. А если проанализировать народные сказки? Мы увидим схожие сюжеты: украинская «Рукавичка» и русский «Теремок»; таджикский «Глупый волк» и русский «Волк-простофиля». Народные игры имеют общие корни, а орнамент национальных одежд - общие символы. Это еще раз доказывает, что все мы близкие по духу люди, и жить нам нужно в мире и согласии. Поэтому важно воспитать у молодого поколения не только чувство гордости за свое национальное “Я”, но и доброжелательное отношение к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу.
Публикация «Воспитание толерантности у дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда. Все чаще мы наблюдаем среди молодежи неприязнь к представителям других национальностей. Люди становятся всё более нетерпимы друг к другу. Очень сложно, а порой и невозможно, изменить взгляды взрослого человека, а значит закладывать основы толерантности, уважения к окружающим нужно начинать как можно раньше, с детского возраста.
В последнее время все чаще в детский сад поступают дети других национальностей, которые не говорят сами и не понимают обращенную речь. У них разное вероисповедание, традиции и особенности. Им трудно бывает привыкнуть к новым условиям, а мы не всегда можем понять и принять их традиции. Родители тоже не всегда однозначно относятся к присутствию представителей других национальностей в группе. Однако, задача педагога - создать такие условия, чтобы все дети чувствовали себя в группе как одна большая и дружная семья. Что мы можем сделать в условиях детского сада? Возможно, знакомство с культурными традициями других народов будет способствовать возникновению интереса у детей к представителям других национальностей. Эту идею мы взяли за основу проекта.
Цель проекта :
Знакомство с особенностями национальностей детей в группе
Задачи:
1. Формировать у детей представление о многонациональности нашей Родины;
2. Познакомить детей с особенностями, традициями, играми, одеждой народов, представители которых есть в нашей группе (русские, буряты, белорусы, узбеки, таджики);
3. Пополнить развивающую среду группы альбомом для рассматривания «Национальности нашей группы», дидактическими настольными играми
4. Воспитывать дружеское взаимоотношения между детьми, доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей
5. Способствовать активному вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОУ
Тип проекта : исследовательский
Вид проекта : групповой.
Продукт проекта : альбом для рассматривания «Национальности нашей группы»
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители
Продолжительность проекта : среднесрочный, 5 недель
Мы предположили, что участие в реализации проекта будет интересным и полезным всем его участникам. Для детей это будет интересным опытом знакомства с новыми играми, интересными творческими заданиями, возможностью вместе с родителями узнавать интересные факты о культуре разных народов. Родителям - поможет сплотиться, возможно, пересмотреть свои взгляды на совместное воспитание детей разных национальностей в группе, приобрести новый опыт исследовательской деятельности вместе с ребенком. Нам, педагогам – обогатить представления детей об окружающем мире и сформировать доброжелательные отношения детей в группе.
Вместе с родителями мы составили план реализации проекта на 5 недель, каждая из которых будет посвящена одной национальности. На этой неделе мы планировали знакомство с их жизнью, традициями, культурой, с тем, что будет интересно детям и с тем, что интересного могут рассказать родители – представители этой национальности. Конечно, мы предполагали, что некоторые родители могут отказаться от участия в проекте. Вначале так и оказалось, но видя, как готовятся другие родители, активность повысилась. И наш проект удался!
На подготовительном этапе решили, что детям 4-х лет будет интересно узнать: где историческая родина представителей национальностей нашей группы, какие костюмы носили раньше эти народы, в каких жилищах жили, какие блюда ели. Исходя из этого, дома каждый приготовил страничку для альбома «Национальности нашей группы». Сшили, нашли (а кое-кто даже доставил самолетом из Белоруссии) костюмы, изготовили своими руками настольные игры. В течение этого месяца мы знакомились с обычаями, культурой, играми, сказками русских, бурят, белорусов, узбеков, таджиков.
В группе для решения поставленных задач мы использовали разнообразные методические приемы и виды детской деятельности.
Организуя познавательные беседы, мы старались расширить представления детей о России, о народах, проживающих на её территории. Познакомили детей с некоторыми обычаями, традициями, праздниками русских, бурят, белорусов, узбеков, таджиков. В этом нам помог патриотический стенд нашего детского сада. Там мы вместе с детьми нашли, где жили их родители, до того как приехали в наш город, отметили на карте. Рассмотрели, какие национальности живут в России, увидели, насколько многонациональна наша Родина.
Рассматривая подготовленные странички альбома беседовали с детьми, обогащали словарь детей новыми словами: тюбетейка, чалма, кокошник, халат, шаровары, сарафан, лапти, каравай, самса, катлама, драники, прялка, изба, юрта.
Знакомясь со сказками разных народов убеждались, что они похожи на наши сказки. У всех волк – сердитый, глупый, лиса хитрая и все сказки учат добру.
Большой интерес вызвал у детей просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов» - всё это позволило сформировать у детей представления об особенностях национальной одежды и обуви, национальной кухни.
В ходе художественно-продуктивной деятельности, мы развивали не только творческие способности, но и знакомились с особенностями национального костюма, кухни. Использовали продукты труда (лепешки, драники, позы, самсу, каравай) в сюжетной игре. В самостоятельной деятельности воспитанникам были предложены раскраски с изображением национальных костюмов, настольные игры.
Нашли в интернете национальные подвижные игры, разучили их с детьми. Теперь дети играют в них на прогулке и в группе.
В реализации проекта активное участие приняли родители. Они помогали в сборе интересной информации, иллюстративного материала, изготовлении костюмов для итогового мероприятия.
Для реализации проекта мы использовали ресурсы имеющиеся в группе и в семьях наших воспитанников.
Подводя итог работы в проекте, можем сказать, что дети, имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов, проживающих в России, в нашем городе, в нашей группе. Знакомы с национальными играми, сказками. Стали более внимательно относиться друг к другу. С удовольствием помогают нашей Хадиже, которая пока не понимает, что ей говорят взрослые, но с готовностью повторяет все за детьми. Дети с уважением и интересом воспринимали информацию о людях других национальностей. Они умеют творчески применять усвоенные представления в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Хотим заметить, что родители к концу проекта стали более активны : делали игры, рисовали одежду для бумажных кукол, с интересом расспрашивали у детей, что нового они узнали, а после итогового мероприятия долго рассматривали фотоотчет о проекте. Но самое главное, - спросили: «Что интересного ждет нас еще?» Это значит: нам удалось вызвать интерес у родителей к совместной образовательной деятельности. Мы успешно решили поставленные задачи.