Наталья Пестерева
Составление рассказа по интеллект-карте «Еж» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- Расширять познавательный интерес по теме : «Лесное животное - еж»
- Развивать связную речь посредством сбора информации по теме, осуществляемую через совместную деятельность с педагогом путём получения ответов на вопросы, выстраивания диалога, составления интеллект-карты.
-Развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.
-Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь по теме: «Лесное животное - еж».
Публикация «Составление рассказа по интеллект-карте „Еж“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга. Воспитывать доброе отношение к животным и интерес к природе.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Создание эмоционального положительного фона. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая сегодня хорошая солнечная погода. Давайте приложим руки к груди и представим, что в этот зимний холодный декабрьский день мы делимся с друг другом частичкой теплого, ласкового солнышка. Вам тепло (ответы детей, затем садятся на стульчики).
Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:
Белым снегом замело
Луг и лес кругом.
И, затихнув, речка стала,
Скованная льдом.
Воспитатель: О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме.
Педагог: Ой, ребята, как-то холодно стало (педагог делает вид, что дрожит, когда включается звук открывающейся двери и сильного ветра, посмотрите, откуда-то появились эти следы, чьи они?
Дети: Это следы зайчика.
Воспитатель: Давайте посмотрим, куда они ведут? (идут по следам) Посмотрите – зайчик! (педагог показывает детям игрушку-зайчика, спрятанную за стулом). Зайчик, а как ты сюда попал и почему такой грустный?
Зайчик: Моя подружка ежиха Маша ушла спать на всю зиму в свою нору под пенек, но я очень беспокоюсь о том, что она сделала мало запасов, а вдруг она проснется посреди зимы, все съест, а потом не сможет найти себе ягод, чтобы покушать. Потому что, как поговаривают в лесу, эта зима будет суровая, с большими сугробами, а вдруг все кусты с ягодами заметет, и она не сможет их найти и тем более добраться, ведь она такая маленькая? Поэтому я решил ей помочь: Маша уснула, а я, пока только начало зимы, наберу ей корзину ягод и отнесу к норе. И, если она проснется, увидит корзину и очень обрадуется. Но, к сожалению, я еще не нашел ни одного куста с ягодами, ведь я не знаю, как они выглядят.
Воспитатель: Зайчик, не расстраивайся так. Дети, поможем ему найти ягоды для Маши?
Дети: Да
Педагог: Тогда закройте глаза и произнесите волшебные слова, чтобы что мы очутились в лесу.
(Звучит фонограмма «Звуки леса»)
2. Основная часть
Воспитатель: Открывайте глаза. Посмотрите, как здесь красиво и спокойно. Какие слова мы можем придумать про зиму? Какая она?
Дети: Зима красивая, белая, вьюжная, тихая, снежная.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем зайчику, какую ягоду можно найти в лесу зимой ( ответы детей: шиповник, клюкву, боярышник, барбарис, калину, можжевельник). Теперь поможем ему отыскать кусты с ягодами, а чтобы нам было веселее искать, давайте сначала поиграем в игру «Угадай, чей след».
Игра «Угадай, чей след» (составление притяжательных прилагательных).
Каждый из детей держит в руках картинку - след медведя, волка, лисы, ежа или зайца (по одному у каждого ребенка). Затем педагог показывает детям след, например, волка и предлагает назвать чей он (волчий, лисий, ежиный, заячий, сравнить с другими следами на доске. Следы сравнивают, отмечают их сходства и различия. Затем дети, кому попался волчий след, показывают, как передвигается волк. Педагог проговаривает: «Подул ветер. Выпал первый снег, идет по лесу волк. Покажите, как он идет». Игра повторяется с остальными следами ( звучит соответствующая музыка: для медведя, волка, лисы, ежа, зайца).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы попали на какую-то заколдованную полянку. Что растет на кустах? (морковка и горох)
Воспитатель: Разве могут морковь с горохом расти в лесу (нет). А где они растут? (на огороде).
Ребята, а что же делать? Мы же пришли сюда за ягодами. Может, они где-то спрятались? Давайте поищем? (находят кусты с ягодой за стульями, столами). Молодцы, нашли! А какая ягода растет на этом кусте (клюква). ( Так же с остальными кустами: шиповник, боярышник, барбарис, калина)
Воспитатель: Ну, зайчик, давай свою корзину (собираем ягоды). Мы набрали тебе полную корзину. Ну как же ты ее донесешь, ты ведь такой маленький? Ребята, поможем зайчику донести корзину до норы Маши?
Дети: Поможем.
Воспитатель: А вот, ребятки, мы и нашли нору, где спит ежиха Маша (на стуле-изображение норы). Скажите, а что такое нора?
Дети: Это дом для животных.
Воспитатель: В чем вырыта эта нора?
Дети: В земле, под пеньком.
Воспитатель: Почему ежи впадают в спячку?
Дети: Зимой холодно, ежики не могут добывать себе пищу, потому что им самим холодно и они маленькие.
Воспитатель: А какую зарядку делают ежики, когда просыпаются? Давайте покажем зайчику.
Физкультминутка «Ребятки в лес пришли к ежу»
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)
Не умел он топать
— Топ-топ-топ. (выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать
— Прыг-прыг-прыг (прыгают на двух ногах)
Только носом двигать
– Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)
Научили топать
— Топ-топ-топ. (выполняют «топотушки»)
Научили прыгать
— Прыг-прыг-прыг, (прыгают на двух ногах)
Научили бегать…
Бегают на месте
Воспитатель: Молодцы! Зайчик, а ты хочешь больше узнать о ежиках?
Зайчик: Хочу!
Воспитатель: Тогда садись на пенек, а дети расскажут тебе про них. В этом им поможет интеллектуальная карта, которую вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.
(Дети садятся за столы, на которых лежат ватман, клей, картинки (каждый ребенок берет себе по картинке) .
Воспитатель: В центральный кружочек клеим изображение ежа — почему?
(Дети отвечают и клеят картинку с ежом).
Воспитатель: Еж — это домашнее или дикое животное? Где живут ежики?
(Дети отвечают и клеят в кружочке №1 изображение леса, через стрелочку –изображение норы) .
Воспитатель: Что умеет ежик? (Дети отвечают и клеят в кружочек №2 свернутого ежа).
Воспитатель: Как называются детеныши ежихи (ежата? (Дети отвечают и клеят в кружочек №3 ежат).
Воспитатель: Чему учит мама-ежиха своих ежат? (быстро передвигаться, быть смелыми, ловкими, добывать себе пищу?
(Дети описывают ежиху-маму, клеят в кружочке №4 картинки с изображением передвижения и охоты)
Воспитатель: Чем питаются ежи? ( питаются всем: насекомыми, лягушками, ягодами).
(Дети в кружочке №5 клеят изображение ягод, мухи, лягушки)
Воспитатель: Что делают ежики зимой? (спят)
(Дети клеят в кружок № 6 изображение кровати)
Воспитатель: Давайте теперь дадим нашим пальчикам отдохнуть, вспомним гимнастику «Помощники»
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).
Воспитатель: А теперь кто хочет рассказать про ежика?
(Составление рассказов детьми по сделанной карте).
Зайчик: Ребята! Я так много сегодня узнал про ежей! Спасибо вам большое! И теперь я точно знаю, что моя подружка Маша не умрет с голоду, если кто-то потревожит ее сон, потому что мы набрали ей целую корзину ягод, я могу быть спокоен. А сейчас пора прощаться!
Воспитатель: До свидания, Зайчик, а нам надо возвращаться в группу. Закрываем глаза. На одной ножке покрутились — и в группу возвратились.
3. Заключительная часть. Рефлексивный этап
Воспитатель: Скажите, ребята, где мы сегодня побывали? Что мы делали? Кому помогли? Что было вам трудно выполнять? А что легко? (ответы детей).
Воспитатель: Вы все большие молодцы. Скоро мы пойдем гулять, сделаем еще одно доброе дело: возьмем хлеб и покормим птиц.