Галина Максименко
Составление картотеки дидактических игр, используемых в развитии речи в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Речь ребёнка – это показатель его развития.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. При составлении картотеки дидактических игр, используемых в развитии речи в группах раннего возраста надо учитывать, что формирование правильной речи дело сложное и должно сочетать в себе все нюансы. В картотеку должны входить дидактические игры, затрагивающие все стороны развития речи детей раннего возраста. А именно:
1. Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций (Формирование грамматического строя речи).
2. Игры, с использованием обучающих слов (Развитие словаря).
3. Игры на развитие силы голоса и речевого дыхания
4. Игры на развитие правильного звукопроизношения (Воспитание звуковой культуры речи).
5. Игры, с использованием предметных и сюжетных картинок (Развитие связной речи).
Однако, я считаю, что картотека дидактических игр должна содержать не только выше перечисленные игры, но и пальчиковые игры, игры с использованием самомассажа и для развития моторики малышей. Все эти игры в совокупности работают и дают очень хорошие результаты в развитии речи маленьких детей. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Дети открыты к общению не только с педагогом, но и с другими детьми. В нашей группе 87% детворы могут и хотят общаться. Они любознательны, замечают и озвучивают любую мелочь, задают вопросы.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников.
Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что для развития речи ребенка нужен комплексный подход. Поэтому, мы используем весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т. д.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые мы используем в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
1. «Улыбнись»
- Попросите малыша улыбнуться.
- Сами покажите, как нужно улыбаться.
- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
2. «Поцелуй»
- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
- После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.
3. «Воздушный шарик»
- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
- Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.
4. «Домик для язычка»
- Попросите широко открыть рот, показать пасть крокодила.
- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
- Убираем язычок, рот закрываем.
- Следует повторить упражнение 3-5 раз.
5. «Накажем непослушный язычок»
- Попросим малыша приоткрыть ротик.
- Теперь высовываем язычок.
-и покусаем его слегка зубками.
2. Игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
Самомассаж рук «Малыши»
Ручками мы хлопнем от души. шлепают ладошками по всей
Будут все здоровыми наши малыши! по всей длине рук
А теперь мы ручки дружно разотрем, растирают ручки
Тихонечко пощиплем, щиплют
Погладим и помнем. тихонько мнут и гладят руки
Упражнение для массажа тела «Две Наталочки»
Дети щиплют себя в соответствии со словами текста.
Две бойкие Наталочки
Не играют в салочки.
Две смелые Наталочки
Играют- Ах!- в «щипалочки»
Щиплют ушки,
Щиплют щечки,
Щиплют ручки,
Локоточки.
Щиплют шейку,
Щиплют ножки,
А потом живот немножко.
Не ругайте вы Наташ-
Они делают… массаж!
3. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи : стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
Кораблик
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Кошки — мышки
Вот кулак, (показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
4. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.