юлия евенко
Характеристики дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристики дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста
Виды дидактических игр (А. К. Бондаренко) :
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами
Задачи игр с предметами: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Публикация «Характеристики дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Разновидности игр с предметами:
- сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки;
- игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом;
- игры с природным материалом;
- игры с разнообразными игрушками.
Настольные печатные игры
Задачи настольно – печатных игр: Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Разновидности настольно – печатных игр: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Словесные игры
Четыре группы словесных игр:
- на умение детей выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений;
- на умение детей сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения;
- детей на умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр;
- на развитие у детей внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора.
Задания:
1. Разработать варианты игры – инсценировки «Путешествие в страну сказок» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Цель игры – уточнить представления детей о литературных произведениях.
2. Разработать варианты настольно – печатной игры «Отгадай, какую картинку спрятали?» для расширения представлений детей об окружающем, формирования математических представлений, развития речи детей.
3. Разработать варианты словесной игры «Где был Петя?».
Например, вариант 1.
Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая
заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада.
Примерное описание (данное детьми).
Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Ивановна гладила его утюгом. Гудела стиральная машина. (прачечная).
Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая и светлая. (Зал).
1. Старшая группа.
Воспитатель говорит, что сейчас они будут играть в игру, где воспитатель будет паровозиком, а дети вагончиками. Они отправятся в страну сказок. Но чтобы попасть туда, надо знать много сказок. Дети называют известные им сказки.
Первая станция «узнай сказку». Воспитатель показывает картинки со сказочными героями, а дети должны назвать сказку и в трех предложениях рассказать о чем она.
Станция «сказочные загадки». Воспитатель загадывает сказочные загадки.
Станция «сказочное лото». Воспитатель говорит первое слово названия сказки, а дети продолжают.
Вот и подошло к концу наше путешествие, вы отлично справились с заданием!
2. Младшая группа.
Дети сидят на ковре, воспитатель спрашивает : ребята, а вы хотите полететь в сказочную страну? Закрываем глаза, сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и полетим. Звучит музыка.
Дети садятся на стульчики. Входит баба Яга и говорит что украла все сказки. Просит ребят отгадать ее загадки про сказочных героев. Ребята отгадывают загадки и баба Яга обещает вернуть сказки.
Баба Яга подходит к фланеллеграфу и возвращает сказки, перепутав их. Уходит.
Воспитатель предлагает детям подойти к фланеллеграфу и навести порядок в сказках. Козе вернуть семерых козлят, Машу- медведю, животных- в теремок и т. д. Убрать лишних героев.
Воспитатель подводит детей к столу, где стоит корзинка, в ней лежат маски героев «Репка». Дети наряжаются и показывают инсценировку сказки.
Воспитатель хвалит детей, они берутся за руки и возвращаются из сказочной страны.
3. Средняя группа.
Дети берутся за руки и по предложению воспитателя отправляются в сказочную страну. Они находят сундук, в котором лежит книжка. Обнаруживаю, что в книге нет страниц. Рассуждают, куда исчезли страницы.
Заходит лиса и говорит, что это она украла страницы. Воспитатель говорит детям, что у них есть волшебный клубок, который им поможет. Вдруг оказывается, что лиса успела навредить и размотала клубок. Детям предлагается по очереди передавать друг другу клубок, наматывая на него нитки и называя при этом сказку.
Бросают клубок. Давайте попробуем рассказать о лисе. В этом нам поможет такая схема. (педагог демонстрирует детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (педагог указывает картинки схемы) – это название животного. Вторая картинка – какого окраса животное? Третья картинка - какие части тела? Четвертая картинка – чем покрыто животное? Пятая картинка – какой голос? Шестая картинка – чем питается (хищное или травоядное? Седьмая картинка – где жилище животного? Восьмая картинка – что делает в зимнее время (ложиться в спячку? Девятая картинка – какую пользу приносит человеку? (Дети составляют рассказ о животном по схеме).
Нашлась одна страничка. Снова бросают клубок. Слышен крик «Помогите». Воспитатель предлагает вспомнить, в каких сказках герои просят о помощи. Нашли еще одну страницу.
Проводится дыхательная гимнастика «ветерок». С ветром прилетает еще одна страница.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о сказочных героях.
Дети нашли все страницы. Рефлексия.
1. Настольно-печатная игра «отгадай какую картинку спрятали». Детям предлагаются картинки с изображением геометрических фигур разного цвета. Дети рассматривают картинки, после чего одна из картинок прячется. Ребенок должен понять какую. С помощью данной игры происходит расширение математических представлений ребенка.
2. Настольно- печатная игра «отгадай какую картинку спрятали». Детям предлагаются картинки с изображением домашних и диких животных. Дети рассматривают картинки, после чего одна из картинок прячется. Ребенок должен понять какую.
Словесная игра «где был Петя?»
Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения.
Цель игры. Учить описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывают дети. (Петя заглянул в просторную, светлую комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино). Детям предлагается показать, что делал Петя, а воспитатель отгадывает.