Зинаида Ларина
Составление циклограммы игровой деятельности воспитанников ДОУ Творческая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение 3
I Теория и практика игровой деятельности
педагога ДОУ
1.1. Игровые технологии в дошкольной педагогике 5
1.2. Ведущие ученые в области игры и игровых технологий
6
1.3. Классификация игр. Условия для организации детских игр. 8
1.4. Игровая деятельность педагога ДОУ :
понятие, принципы, цели.
8
II Методическое сопровождение игровой деятельности
педагога ДОУ
10
2.1. Модель научно-методического сопровождения
Публикация «Составление циклограммы игровой деятельности воспитанников ДОУ Творческая разработка» размещена в разделах
игровой деятельности педагога ДОУ : циклограмма
10
2.2. Формирование профессиональной компетентности владения игровыми технологиями педагога в условиях ДОУ: инновационный опыт
12
2.3. Использование игровых технологий педагогами ДОУ
12
Заключение 14
Список литературы 15
Приложения 16
Введение
Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в Российскую систему дошкольного образования. По своему предназначению она становится сегодня многофункциональной. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (ст11; 84). Для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, необходимо стандартизировать содержание дошкольного образования. Большое внимание уделяется игре, которая является ведущим видом деятельности ребёнка- дошкольника, так как она удовлетворяет все его основные потребности: в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности, движении, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности. При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между необходимостью организации руководства детскими играми детей подготовительной группы и отсутствием методических рекомендаций по руководству детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление педагогических условий в системе управления детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Составление циклограммы игровой деятельности воспитанников ДОУ».
Объект исследования: система управления детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ.
Предмет исследования: классификация детских игр. Цель исследования: теоретически выявить классификацию игр и составить циклограмму игровой деятельности для воспитанников подготовительной группы детского сада.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что руководство детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ будет осуществляться более успешно при следующих условиях: систематичное использование всех видов игр, согласно их классификации, участие взрослого как партнера в детской деятельности, втягивание детей в совместную игру с целью формирования у них разных по сложности соответствующих возрасту игровые умения (начала ролевого поведения и умения творчески развертывать сюжеты, активизировать межвозрастное общение и взаимодействие. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть понятие «детская игра» в психолого-педагогической литературе. 3. Выявить особенности игровой деятельности у детей подготовительной группы детского сада. 4. Экспериментальным путем проверить систему руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: качественный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Практическая значимость работы состоит в разработке классификации игр и методического сопровождения к их проведению, которая поможет педагогу включать их в планирование с учётом возраста детей и в соответствии с требованиями ФГТ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений. Основное содержание работы изложено на 15 страницах.
В трудах современных исследователей указывается на неотвратимость изменений позиции игры в условиях нынешнего социума. ФГТ особо выделяет игру как основную форму работы с детьми дошкольного возраста и как ведущий вид деятельности. Такое положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В настоящее время огромный интерес для педагогов представляют игровые технологии. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Несомненно, и в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это и игровые технологии, которые имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, развитием педагогической теории и практики, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации процесса воспитания в форме различных игр. Игровые технологии занимают важное место в работе с детьми дошкольного возраста,так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки; 2)игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности детей. Основу современной классификации детских игр, заложил П. Ф. Лесгафт. Он создал систему подвижных игр, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных, раскрыл воспитательное значение правил игры. "Первые шаги ребенка бывают всегда имитационными, он повторяет то, что сам подмечает в окружающей среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности" (Лесгафт П. Ф., 1952) Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра [1]. Наибольший вклад в научное понимание и толкование Г. Х. Гадамер, Ж. -П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И. Е. Берлянд, Л. С. Выгодский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др. Лесгафт писал, что ребенок является зеркалом среды, он с помощью игр усваивает все привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц.
Игра в концепции Хейзинги - это культурно-историческая универсалия. Обзор истории культуры, ее различных эпох приводит ученого к выводу об убывании игрового элемента в культуре. Вытеснение игры, начавшееся в 18 в., фактически заканчивается к 19 в. Духом общества, по мнению Хейзинги, начинает завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы. Получает признание постыдное заблуждение, что экономические силы и экономический интерес определяют ход истории. Довольно интересно понятие игры охарактеризовал А. Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».На мой взгляд, наиболее полное определение представлено у В. С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. Д. Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать:
• роли, которые берут на себя играющие;
• сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
• правила игры, которым играющие подчиняются.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. К. Д. Ушинский подчеркивал значимость игры для детского развития: " В игре дитя живет и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов". В "игре уже зреющий человек пробуждает свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями" (Ушинский К. Д, 1982.) Многие исследователи игры (Ю. М. Лотман, С. Л. Рубинштейн, Д. Э. Эльконин и др.) выделяют такое ее главное свойство, как амбивалентность, т. е. игра предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Рассмотрим одну из классификаций игр, классификацию по С. Л. Новоселовой.
(Приложение 1).
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
•
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
•
Игры на производственные и общественные темы,в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
•
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
•
Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач:в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Длительность сюжетной игры:
•
в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
•
в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
•
в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
•
роли, которые исполняют дети в процессе игры;
•
игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
•
игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
•
отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое.
№
Виды материалов
Примеры
1
Большой строительный материал, для возведения сооружений на полу
Куб, циллиндр, паралеллипипед и другие.
2
Настольный строительный материал
Приблизительно те же формы, но меньшие размером.
3
Полуфабрикаты
Наборы досточек, арок, фронтонов и другие.
4
Конструкторы
Усложненный строительный материал.
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей.