Татьяна Гаврилина
Консультация для педагогов «Составление цепных и параллельных текстов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. У детей с нарушением речи существуют множество проблем, а именно: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный словарный запас; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Публикация «Консультация для педагогов „Составление цепных и параллельных текстов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Остановимся на приёмах работы с рассказами цепной и параллельной организации.
На подготовительном этапе применяются приемы для активации содержательной и языковой сторон речевого высказывания. К примеру, ассоциативные игры (Слайд 2) цель которых – актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющего у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение (Слайд 3)
- любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);
- слова (слов, близко по смыслу к заданному;
- слова (слов, противоположного по значению;
- ряда слов к заданному;
- слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял»);
- слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
- слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);
- слов для адекватного завершения смысла высказывания «Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);
- слова, не подходящего по значению к данным (вернулся-отвернулся-возвратился);
- слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся – засмеялся – захохотал).
Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их направленности на формирование семантических полей значений.
Чтение как специальный прием, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказу, стиху. Этому способствует чтение с различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца, середины к прочитанному тексту.
Далее переходим к работе с текстами цепной организации. (Слайд 4) Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Анализируя предметную канву рассказа, дети замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. За счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Соединяем пунктирными стрелками одинаковые картинки (или слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений. (Слайд 5 и 6)
В работе предусматриваются тренировочные упражнения, на материале которых дети учатся обнаруживать места разрыва мысли. Для того, чтобы научить детей находить «смысловые скважины», пробелы, в структуру занятий вводятся проблемно-игровые моменты, типа «предложения поссорились», «предложения рассыпались», «потерялось одно предложение» и т. д. Здесь детям надо было определить, понятен ли рассказ слушателю. Так, с изъятием первого предложения дети осознают его особое значение в тексте, так как в нем говорится о главном предмете сообщения, через него мы «входим» в событие.
Особое внимание уделяется обогащению речи детей текстовыми синонимами. Учим детей выбирать подходящее глагольное слово из группы, данной логопедом. К глагольному слову каждого предложения подбираются близкие и далекие в смысловом отношении слова, из которых детям необходимо выбрать текстовые синонимы и подставить их в нужное предложение. Подстановка разных глаголов в одно и то же предложение позволяет детям увидеть, как изменяется внешняя, языковая форма предложения при сохранности его смыслового содержания. После того, как дети усвоили характер строения цепного текста, переходим к знакомству с правилами строения рассказа описательного характера с параллельной организацией предложений.
В работе с текстом параллельной (Слайд 7) организации сложность обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. (Слайд 8)
В процессе создания тестов параллельной структуры, опираемся на естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: (Слайд 9) зрительное, слуховое и тактильное восприятие. В связи с этим, перечень первой части моделей включают в соответствующую символику: через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, местонахождения, способа передвижения; через символ «рука» - фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т. д.); через символ «рот» - вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый); через символ «ухо» - способы обнаружения предмета. Для обозначения логических признаков применяется знак вопроса, символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?» Признаки польза – вред (при описании насекомых) обозначаются соответственно знаками (+) или (-).
Введение в процесс обучения различных вариантов наглядно-графических программ, моделирующих строение текста параллельной организации, способствовали овладению правилами описательной речи.
Таким образом, введение схем, работа с рассказами цепной и параллельной организацией, а так же вышеописанные приёмы и методы способствовали тому, что дети с нарушением речи овладели навыками связной речи, научились составлять рассказы повествовательного, описательного типа, грамматически верно оформлять предложение, познакомились с навыками культуры речи, пополнили словарный запас.