Ольга Харючи
Сопровождение одаренных детей педагогом-психологом в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается дошкольный период детства, который является благоприятным для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Ведущими чертами дошкольного возраста являются: фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость.
Ключевые слова: интеллект, умственные способности, тест, одаренность, талант.
Публикация «Сопровождение одаренных детей педагогом-психологом в ДОО» размещена в разделах
Annotation : the article considers the preschool period of childhood, which is very favorable for the development of giftedness. For a child of this age is characterized by high cognitive activity, increased impressionability, the need for mental stress. He has developed intuition, brightness, concreteness of the presented images and ease of manipulating them. The leading features of preschool age are : imagination, creative imagination, unconventional thinking, manifested sensitivity, responsiveness.
Keywords : intelligence, intellectual abilities, test, genius, talent.
Определение одаренность имеет множество трактовок, среди которых можно выделить следующие определения:
1) Качественно своеобразное состояние способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;
2) Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3)Умственный потенциал или интеллектуальная, характеристика познавательных возможностей и способностей к обучению;
4) Своеобразие природных предпосылок способностей;
5) Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [7].
ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач определяет сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.
Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве, однако в силу личностных особенностей такие дошкольники наиболее чувствительны к оценке их деятельности, к оценке поведения и мышления.
Решая вопрос об организации форм работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в отдельные группы. Одаренные дошкольники должны воспитываться и развиваться в группах общеразвивающей направленности. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет более иэффективно, если учитывать психолого-педагогические особенности развития, реализовать эффективные методы и приемы по развитию одаренности, разработать и реализовать индивидуальный маршрут развития для одаренного ребенка.
В своей практике я сталкивалась со следующими проблемами одаренных детей :
1. Программы не соответствуют их способностям и скучны.
2. Одаренным детям нравятся более сложные игры, чем другим детям.
3. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уитмор (1880, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, которые ниже в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. (3)
Существует мнение о том, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в образовательной деятельности, в действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности в ходе возрастного развития.
Для детей с интеллектуальной одарё нностью характерны следующие черты:
• любознательность;
• способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
• высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
• раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
• развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
• способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
• раннее развитие сенсорных способностей;
• оригинальность суждений, высокая обучаемость.
В связи с теоретическим и практическим расширением понятия “одаренный ребенок” и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей возникает необходимость совершенствования используемых методик. Применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых воспитателями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально- ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка.
Шкала интеллекта Станфорд-Бине.
Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше.
Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI).
Тест “WPPSI” так же является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей.
Тест Слоссона измерения интеллекта детей и взрослых (“SIT”)
Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта, как у взрослых, так и у детей. Квалифицированным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.
Колумбийская шкала умственной зрелости (“CMMS”)
Колумбийская шкала (“CMMS”) предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сенсорные, двигательные или речевые нарушения.
Рисуночный тест на интеллект
Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет.
Тесты творческого мышления Торренса (12 тестов).
Мой опыт работы показывает, что определить одаренность в ходе одной только первичной диагностики нельзя. Поэтому я отслеживаю уровень способностей детей на всех возрастных этапах их развития.
В возрасте 2—3 лет ребенок восприимчив к прослушиванию музыки, устному народному творчеству. В процессе прослушивания музыки, стихов, встречаясь с героями сказок, младший дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы.
В этом же возрасте следует провести диагностику для прогнозирования дальнейшего развития ребенка по методикам: «Коробка форм"; "Разрезные картинки"; «Конструирование по образцу"; «Парные картинки".
В возрасте 3—5 лет у ребенка закрепляется интерес к творческой деятельности и к игре. Педагог-психолог в ДОО оказывает профессиональную помощь воспитателям в определении индивидуального подхода к ребенку в воспитательно-образовательной работе. По рекомендации специалиста они подбирают развивающие игры.
Уже в 5—6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. На этом возрастном этапе педагог-психолог и педагоги создают интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка : у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. Деятельность педагога-психолога не ограничивается вышеназванными действиями. На протяжении всего периода наблюдения за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей.
Для работы с одаренными дошкольниками, создаются индивидуальные образовательные маршруты предназначенные для планирования деятельности и взаимодействия специалистов ДОО.
Разработчиком и ответственным за реализацию ИОМ является тот специалист, в сфере деятельности, которого и выявлены признаки одаренности. То есть, если ребенок музыкально одарен, то разработчиком и ответственным за реализацию является музыкальный руководитель. Цель, задачи, сроки реализации определяет соответственно тот же специалист. В зависимости от сферы, в которой обнаружены признаки одаренности ребенка, может, и манятся состав педагогов, включенных в состав ИОМ. В зависимости от локальных нормативных актов ДОО, ИОМ утверждается руководителем ДОУ, подписывают родители воспитанника или его законные представители.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда маршрут соответствует его потребностям и возможностям. В связи с этим, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).
Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)
Приказ Минобрнауки России № 134 от 24.02.2016 "Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей".
Для положительного результата работы необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателя и детей.
Работа с воспитателями включает в себя:
1. Профилактическую цель, т. е. педагог – психолог информирует воспи-тателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.
2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческих способностей. Нацеливание их на совместную с педагогом – психологом деятельность.
3. Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одаренности :
1. Организации совместной работы педагога – психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитие способностей: ознакомление с программой, групповая консультация.
2. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.
Список литературы:
1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]. -
2. Выготский, Л. С. Психология. [Текст]/ Л. С. Выготский. - М: Издательство «ЭКСМО - Пресс», 2000. - 1008 с.
3. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]/А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2002. - 592 с.
5. Общая психология [Текст] : курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
6. Психология одаренности детей и подростков [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева,, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др. ; Под общ. ред. Н. С. Лейтеса. - 2-е изд., переаб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
7. Словарь психолога - практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. : Харвест, 2001. - 976 с.