Тамара Шайдо
Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий. Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Речь развивается медленно. Часто встречается общее стойкое недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети которые отличаются от нормотипичных сверстников, а так же друг от друга. Отличаются не только характером, но и степенью выраженности познавательного интереса. Когда два года назад мне, как учителю- дефектологу дали часы индивидуального обучения у ребенка с расстройством аутистического спектра. Я поняла, что я ни чего не умею и не знаю, хотя имею 30 лет педагогического стажа. Мальчик 8 лет, не слышал и не хотел слышать мои просьбы, его совершенно не беспокоили мои планы по коррекционной работе. Он делал то, что ему хотелось. Да к тому же очень плохо разговаривал, начал говорить в 7 лет. За первый год обучения, мы практически ни чему не научились, лишь только он стал прислушиваться ко мне и мы совместно писали, обводили буквы, считали и в основном играли в его игры. Я же за это время изучала литературу, посетила курсы «Сопровождение детей с РАС», слушала вебинары, повышала своё самообразование и пришла к некоторой системе психолого-педагогической работы с детьми, имеющими расстройство аустистического спектра. В работе с данной категорией детей важно : принятие ребёнка и его особенностей; опора в работе на интересы ребенка. В процессе наблюдения важно выявить, что наиболее интересно ребенку с РАС. Необходимо проанализировать его увлечения.
Публикация «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
У нас в школе таких детей стало больше, я решила поделиться накопленным опытом работы, на методическом объединении учителей предметников. Мною была разработана памятка для учителей.
Памятка для учителей по работе с детьми с РАС
1. Постарайтесь не повышать голос и не стучать по парте для привлечения внимания учеников. Громкие звуки могут сильно пугать аутичных детей; Строго придерживаться определенного режима обучения ребенка;
2. Соблюдать ежедневные ритуалы,
3. Повсеместно использовать тактильный и зрительный контакт, но не настаивайте на нем в случае отказа.
4. Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не торопите события, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат;
5. Помнить, что одна из главных задача учителя — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную учебную деятельность.
6. Помнить, что аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Так, дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать.
7. Для помощи детям в осмыслении их деятельности, используйте в обучении ребенка схемы.
8. Если ребенок работает в прописях или в тетрадях, можно указывать в них стрелками направление движения руки;
9. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями.
10. Учитель в случае, если аутичному ребенку понадобится физическая помощь в организации действия, должен в буквальном смысле “работать” руками ребенка, писать или рисовать вместе с ним, держа один карандаш;
11. Поскольку аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, а они всегда стремятся выполнить все хорошо, то на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся;
12. Следует помнить, что аутичные дети быстро устают. Поэтому учителю необходимо чаще менять виды деятельности и заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны;
13. С детьми можно использовать физминутки на уроке. Вообще постарайтесь делать с такими детьми как можно больше упражнений на развитие мелкой и общей моторики;
14.
15. Аутичные дети могут достигнуть успеха.