валерий ковалев
«Солнышко на ладошках». Школа хорошего зрения для детей и взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровые дети рождаются дальнозоркими. Счастливые родители чаще всего этого не знают и наносят порой вред его зрению тем, что “украшают” его колыбельку, кроватку или коляску подвесками из гирлянд, игрушками и прочими радостями. Ребёнок вынужден сводить глаза в точку перед собой, да и видит он что-то расплывчатое и непонятное. Так легко “сделать” ребён-ка близоруким или “подарить” ему косоглазие. Игрушку держать в руках на расстоянии не менее метра и пусть она звенит бубенчиком, пусть она будет красной, зеленой или синей. Это для стимуляции цветового зрения. А ещё игрушка должна двигаться вправо-влево, вверх-вниз. Так мы возьмём погремушку и будем “рисовать” прямоугольники, ромбики и треугольники.
Публикация «„Солнышко на ладошках“, Школа хорошего зрения для детей и взрослых» размещена в разделах
Наши пра-прабабушки, когда были мамами, детей кормили грудью только под накидочкой, чтобы дитя глазки на грудь не скашивало Берегли глаза, не давали засматриваться на блики.
Самая главная игрушка для малышей – руки родителей, которые приносят детям радость, игрушки, бутылочки с пищей и телесные радости в виде поглаживаний, легкого массажа и просто теплоты.
Вот я и использую тягу к родительским ладоням для простой зрительной гимнастики на первом году жизни ребёнка. Только я на ладони родителей и воспитателей ДОУ, учителей начальных классов надеваю рукавички с яркимит нашивками на ладонной поверхности. Зрение начинаем укреплять с четырёхмесячного возраста и развиваем до выхода из школы.
Создано много упражнений, тренажёров и игр, которые снимают зрительное утомление, развивают глазодвигательные мышцы и делают ещё много полезного. Я приглашаю всех в школу хорошего зрения.
1. Развитие зрения у дошкольников.
Развиваем глазодвигательные мышцы (конвергенцию).
В повседневной бытовой, учебной и трудовой деятельности мы не очень рационально используем важнейший инструмент природы - зрение. Даже при чтении мы предпочитаем двигать головой, а не глазами глядя на строчки. Каждое глазное яблоко управляется шестью глазодвигательными мышцами, которые в данном случае бездействуют. При этом часть из них постоянно расслаблена, а часть напряжена, но не сокращается. Все это приводит и постепенной атрофии глаэодвигательного аппарата и ухудшению склеры, что приводит к близорукости.
Тренажер «Солнышко».
Это самый простой тренажер из предлагаемых нами. Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи.
Рис. 1. Тренажер "Солнышко"
Он применяется для детей ясельного возраста, с успехом может быть применен в детском саду во всех группах и в первом класса. Воспитатель, надев рукавички - тренажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед классной доской. Вначале он объясняет детям старшего возраста, что им нужно делать.
Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора, держа голову неподвижно. Учитель или воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.
С малышами насколько сложнее - приходится добиваться выполнения задания без предварительного объяснения задачи. Придется постараться подвигать, потрясти одной ладошкой, чтобы привлечь внимание детей.
Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону - вверх /одна рука/ и другая в сторону - вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд выполняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазораздвигательные мышцы ребенка. Хотя мы развиваем конвергенцию, но можем воздействовать этим тренажером и на аккомодацию. Поставим одну руку перед собой, стоя перед ребенком ясельного возраста, Раскрытая ладонь сжимается и убирается на 40-50 см к нам и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему.
Опыт использования этого тренажера показал, что воспитатели в работе используют свои модификации, Вместо солнышка нашиваются бабочки, очень яркие и красивые. При сжатии и разжатии ладошек получается красочный эффект летящих бабочек, у которых действительно работают крылышки. Есть варианты солнышка с лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным, хороший эффект дают флюросцирующие краски.
Примечание: данный тренажер нужно показать и объяснить старшеклассникам, с той целью, чтобы они применили его в недалеком будущем, когда они станут молодыми родителями. Вaжнo применить этот тренажер в первый год жизни ребенка.
Тренажер «Флажок».
Предлагается для детских садов и начальных классов массовой и специальной школы. Его можно использовать на физминутке, на уроке физкультуры, в игре на улице в группе продленного дня. Мы можем тренировать «Флажком» конвергенцию (следящие движения глаз в горизонтальной плоскости) и аккомодацию (движения глаз в глубину от себя и к себе). Занятия с тренажером можно включать в комплексы специальной подготовки для занимающихся спортивными играми и боксом подростков и юношей.
Тренажер — флажок на длинной ручке, ее длина 80 - 90 см., ткани полотнища ярко-красный, другой вариант - зеленый, желтый, голубой и фиолетовый. Пять флажков разного цвета, по одному на каждый день. Задача учителя на физминутке - стоя лицом к ученикам, двигать полотнище флажка по прямым линиям перед собой, «рисуя» в пространстве перед собой фигуру прямоугольника со сторонами не менее 1м х 2м. Дети следят за флажком одними глазами, не двигая головой. Для детского сада (для всех групп) "рисуем" 4-6 раз один прямоугольник, затем рисуем его в другую сторону столько же раз. Потом в прямоугольнике обозначим диагональ (4-5 раз) и sine одну диагональ. Вертикаль и горизонталь труда не представляют, дозировка 4-5 движений вверх-вниз, затем вправо-влево.
В школе дозировка складывается из количества лет ребенка. В первом классе 7 движений по каждому направлению. Во втором - 8 и так до 8-го класса. После этого, старшеклассникам и взрослым не менее 25 движений по каждой траектории. Тренажер "Флажок" в массовой школе применяется в начальной школе, затем в группах здоровья из детей с нарушениями зрения. Для взрослых упражнение должно даваться в группах здоровья,
Тренажер "Флажок" можно применить для тренировки аккомодации. Подумайте, как можно его использовать, чтобы дети следили за ним в глубину от себя и к себе.
Какой цвет использовать и когда? В понедельник используется красный цвет флажка, дети еще утомлены после субботнего и воскресного отдыха. Во вторник пойдет желтый или зеленый цвет, как и в среду. Затем голубой и фиолетовый. Занятия стимулируют восприятие цвета на периферии сетчатки.
Варианты упражнений.
1. Учитель или воспитатель, стоя перед группой детей, сидящих или стоящих у школьных столов, выполняет движения флажком, указкой в воздухе по определенным направлениям. Рекомендуется широкая амплитуда движений в среднем темпе, остановки флажка в опорных угловых точках обозначаемой фигуры;
Упражнение «Ромашка» для детей дошкольных и младших школьных возрастов заключается в том, что учитель "рисует" в воздухе круг из 30-40 движений по диагонали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.
Упражнение «Восьмерка» довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу. Упражнения подобного типа рекомендуют Э. С, Аветисов и В. Ф. Базарный, известные советские специалисты, занимающиеся развитием зрения детей и взрослых. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должно быть медленным. Выполнить 5-6 восьмерок для малышей и 10-15 для начальной школы.
Упражнение «Ромбик». Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 - 15 рисунков,
Упражнение «Пила». Двигаясь перед передним рядом парт, рисовать над головами детей рисунок пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху. Делать 1 минуту.
Упражнение «Змейка». Упражнение "Змейка" выполняется как и предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту.
Упражнение «Оса». Учитель ходит по классу с тренажером, детям разрешается движение головой при сопровождении флажка взором. Дети следит только глазами за тренажером тогда, когда учитель или воспитатель находятся перед ними, т. е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинают следить глазами и поворачивают голову вправо или влево.
Рис. 2. Виды упражнений с флажком.
2. Развитие зрения средствами физической культуры.
Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.
Изучение влияния систематических занятий циклическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на месте, на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показано, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.
По нашим данным, эффект улучшения зрительных функций достигается тогда, когда нагрузка на организм достигает стадии повышенной работоспособности, когда ребенок получил дозу нагрузки, но еще достаточно бодр. Упражнения для развития зрения на уроке физической культуры целесообразно давать в его заключительной части или перед ней, т. е. в конце основной части урока.
Следующие упражнения предназначены для тренировки внутренних сред (цилиарной мышцы глаз, окружающих хрусталик.
1. Подбросить мяч обеими руками и поймать 7-8 раз.
2. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). 8-10 раз.
3. Бросить мяч сильно о пол и поймать одной или двумя руками 6-7 раз.
4. Передача мяча (волейбольного, баскетбольного, набивного) от груди партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 метров. 12-15 раз.
5. Передача мяча партнеру из-за головы. 10-12 раз.
6. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. По 7-10 раз каждой рукой.
7. Броски теннисного мяча в стену на расстоянии 5-8 метров. По 6-8 раз каждой рукой.
8. Броски теннисного мяча в мишень. По 6-8 раз каждой рукой.
9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он от пола отскочил к стене, затем поймать его. Повторить каждой рукой 6-8 раз.
10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя или одной рукой с расстояния 3-5 метров. 12-15 раз.
Все приведенные выше упражнения легко вписываются в урок физической культуры, т. к. являются элементами подводящих упражнений в спортивных играх. При выполнении упражнений в парах следует контролировать поведение учащихся, целесообразно пары формировать по типу: близорукий – нормально видящий. Это поможет избежать возможности травматизма от удара мячом.
Тренажеры для спортивного зала.
Переоборудование залов не потребует больших затрат или какой-то их переделки. На свободных участках стен необходимо найти место для того, чтобы нарисовать тренажер «Видеоазимут». В некоторых школах в зале есть 4 или 5 подобных тренажеров. Тренажер выполняется в виде рисунка из разноцветных стрелок и линий. Общий замысел рисунка мы предлагаем ниже.
Рис. 1. Тренажер «Видеоазимут».
Внешний периметр тренажера-рисунка нанесен красными стрелками. Длина и ширина их подбирается произвольно, но расстояние между ними мы рекомендуем в 20 см, не более. Размеры прямоугольника могут быть 150 x 290-320 см. Нужно выдержать примерное соотношение сторон 1:2. Направление стрелок красного цвета по часовой стрелке.
Отступив во внутрь на 10-15 см, мы наносим второй прямоугольник зеленого цвета стрелками в обратном направлении. Их размеры и ширина такие как у красного прямоугольника. Затем исполняются диагонали голубого (синего) цветов. И точки пересечения диагоналей мы обозначим фиолетовыми или черными стрелками небольшой крест, который не должен быть больше половины боковой стороны красного прямоугольника. Фон прямоугольника можно выделить из общей окраски стены, сделав его белым или более светлым по сравнению с цветом стены. Если стены голубые, то диагональ должна быть синей.
Мы встречали тренажеры, сделанные на щитах, пленочных экранах, из цветных лент и реек.
По углам и в точках, на которые указывают центральные фиолетовые стрелки можно нанести через трафареты рисунки олимпийской или другой спортивной символики. В детских садах это могут быть рисунки героев мультфильмов.
Высота от пола определяется возможностями зала и его панелей. Наиболее правильно, по нашему мнению, центр рисунка тренажера помещать на высоте 160 см от пола. Это примерно высота, на которой мы достаточно спокойно, без напряжения мышц шеи можем выполнять СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТРЕНАЖЕРЕ ВИДЕОАЗИМУТ.
В конце урока за 3-4 мин до звонка ученики в группах подходят к тренажеру (тренажерам) и выполняют следующие упражнения по инструкции учителя: «С расстояния в 2-3 метра, глядя перед собой, постарайтесь одними глазами (точкой взора) проследить рисунок красного прямоугольника в быстром темпе. Сделать это не двигая головой, выполнять только глазами.»
Дозировка: делается столько раз, сколько лет ребенку, начиная с 5 лет, после 9 класса всем по 20 раз.
Затем прослеживается зеленый прямоугольник, желтая и голубая диагонали и вертикаль и горизонталь (центральный «крестик», амплитуда движений глаз большая, скорость слежения средняя, для освоивших упражнения быстрый темп.
Маленьким детям для облегчения упражнения покажите движения глазами, стоя перед детьми и скажите им, что нужно «рисовать» глазами фигуру по контуру. Этого достаточно для понимания выполняемого упражнения. Некоторые учителя используют для команд на начальном этапе обучения названия опорных рисунков по углам нашего тренажера. Например: зайчик, лиса, волк, мишка (игра «Колобок»). Использование флюросцирующих красок возможно только в рекреациях, но не в спортивном зале, где тренажеры в таком случае будут отвлекать детей во время выполнения обычных заданий на уроке.
Следует отметить прикладное значение тренажера для спортивных игр, как средство повышения спортивного мастерства игроков.
ИГРА «СУПЕРЦЕЛЬ»
Эта игра по своим условиям близка к русским старинным играм, развивающим зрение, глазомер и чувство веса (суставное мышечное чувство). Для игры нужно сделать мишень из фанеры, плотного картона, древесно-волокнистой плиты, пластикового материала. Размеры сторон квадратной мишени 100см. Мишень может быть складной из двух листов размерами 50 x 100 см. Из центра мишени нарисуем циркулем три окружности радиусами 16.5 см, 32 см и 48 см. Центральный круг окрашиваем в ярко-красный цвет, средний в зеленый и крайний в желтый. Возможен любой вариант. По средней линии делаем маркировку, в центре ставим цифру 5, следующий круг маркируем с двух сторон цифрой 3 и крайний круг маркируем цифрой 1.
Из березового «кругляка» диаметром 10 см нарезаем 20 шайб диаметром 9 см и толщиной 2 см. Шайбы шлифуем наждачной шкуркой, пропитываем олифой и после сушки окрашиваем (10 шайб в черный цвет и 10 шайб в белый).
По условиям игры, нужно представителям двух команд или двум игрокам с 5 метров метать шайбы так, чтобы они приземлялись точно в середину мишени. Расстояние 5 метров от центра мишени до линии броска, для дошколят и первоклассников оно равно 3 метра. Попадание в центр приносит команде 5 очков, попадание во второй круг стоит 3 очка и в крайний – 1 очко. Но так как метание шайб происходит поочередно, то ситуация может измениться в любую сторону – количество очков может и уменьшиться. Разрешается выбивать шайбы противника. Подсчет очков идет по принципу подсчета очков на мишени при стрельбе – если шайба лежит на границе между двух кругов, она лежит в центральном. Играть можно и по другим правилам, так попадание в красный и зеленый цвет плюсуется, а попадание в желтый вычитается из общей суммы очков. Это делает игру увлекательной, спортивной и азартной. Её можно применять на уроках, при отдыхе, в аттракционах и даже устраивать соревнования среди школьников.
Игра «МИНИКЕГЕЛЬБАН»
В каждом детском саду есть игрушки, которые доставляют достаточно хлопот при их использовании, особенно, когда их нужно собрать. Такой игрой в полной мере являются кегли. Попробуем применить их таким образом, чтобы игра была интересной, а убирать кегли не составляло труда.
Между стенами или стойками у стен через середину зала на уровне пояса натягивается шелковый шнур с амортизатором на одном конце (резиновый шнур от эспандера). На шнур подвешены на лесках кегли. Они висят не доставая пола 2-3 см, расстояние между кеглями примерно 15-20 см. Всего кеглей пять. В центре секции красная кегля, по бокам две зеленых или желтых. Лучше соблюдать последовательность: красная, желтая, зеленая. С расстояния 5-7 метров нужно катящимся по полу мячом вы бить или просто задеть красную кеглю. За это команда получает 5 очков, за задев желтой – 3 очка и 1 за попадание в зеленую. Так как играющие команды находятся с двух сторон от шнура, т. е. лицом к лицу, и мяч подается от одной команды к другой через мишень, дети стремятся попасть в мишень из кеглей, заодно осваивают навык устного счета. Развивается глазомер, точность мышечных усилий при выполнении броска мяча одной рукой.
Возможна подвеска двух или даже трех секций на одном тросе, тогда увеличивается плотность игры и количество команд соответственно. Возможна подвеска секции на П - образной стойке.
Для придания интереса к игре у старшеклассников усложняем её правила. Так положительно оценивается попадание в центральную кеглю, а в случае задева желтой дается штраф в 3 очка, в зеленую – 5 очков штрафа. В этом случае нужно четко контролировать счет игре, не допуская ошибок.
Игра «ПАРАД»
В этой игре участники демонстрируют точность одного броска по нескольким мишеням, стоящим одна за одной через расстояние в один метр. Всего в одном ряду стоят три кегли. С расстояния в 3 или 5 метров нужно набивным мячом сбить все кегли. Достаточно точный бросок приносит сразу 6 очков (по два очка за каждую задетую кеглю). В этой игре в поле находится один игрок, который возвращает мячи через середину зала. Каждый из бросивших мяч после этого выбегает и устанавливает кегли на свое место, а возвращается обратно возле стены зала, чтобы избежать столкновения с игроком другой команды. Кегли можно заменить цилиндрами из дерева, пенопластовыми брусками, окрашенными флюросцирующими красками.
«ТРОПА СОКОЛА»
Измерение остроты зрения у детей не входит в задачу учителя физкультуры. Но если бы ему это довелось сделать один раз до урока и после него, то он смог бы увидеть феноменально, на наш взгляд, явление – за один урок острота зрения у некоторых детей изменяется на 10-20 % в сторону улучшения. Правда, через час-два все возвращается на место, но даже маленькая победа способна внушить большие надежды на будущее в работе по укреплению зрения у детей.
Мы предлагаем несложное приспособление, способ измерения остроты зрения у детей самими детьми. На хорошо освещенной стене спортивного зала (возле окна) вывешивается наклеенная на картон строка из таблицы для определения остроты зрения у детей или взрослых. Эту строчку нормально видящий глаз видит с 5 метров, она обозначена как У = 1.0 и Д = 5.0 м.
От строчки, висящей на высоте 150 см, по полу нарисована дорожка длиной 7.5 метров и шириной 15 см. Дальняя часть дорожки окрашена в белый цвет (7.5 м – 5 м). Дистанция 5 – 4 м окрашена в зеленый цвет, 4 м – 3 м окрашена в желтый цвет и от 3 м до самой стены, где висит таблица, окрашена в красный цвет.
Вся дорожка разбита на участки в 10 см. Начиная с 7.5 метров, на дорожке отмаркированы показатели остроты зрения для человека, стоящего на данном участке дорожки. Так, 7.5 метров соответствует остроте зрения в 1.5 единиц.
Идущий с дистанции 7.5 метров человек, останавливается тогда, когда видит буквы таблицы. Посмотрев под ноги, он видит показание остроты собственного зрения.
Цветная различная окраска должна сразу же дать представление о зрении для человека на тропе. Белый цвет – великолепное зрение, зеленый – хорошее. Желтый цвет предупреждает – дело неважно, а красный советует – иди к врачу и скажи учителю.
Какие отметки зрения поставить на тропе. Мы даем показания остроты зрения в зависимости от расстояния до таблицы.
7.5 метров – 1.5, 7.4 метра – 1.48, 7.3 метра – 1.46, 7.2 метра – 1.44, 7.1 м – 1.4, 6.9 м – 1.38, 6.8 м – 1.36, 6.7 м – 1.34, 6.6 м – 1.32, 6.5 м – 1.30, 6.4 м – 1.28, 6.3 м – 1.26, 6.2 м – 1.24, 6.1 м – 1.22, 6 м – 1.2… дальше ясно как маркировать, через 10 см все время уменьшать показатель остроты зрения на 0.02. 5 м = 1.0, 4 м = 0.5, 3 м = 0.6, 2 м = 0.4, 1 м = 0.2, 0.5 м = 0.1.
При расчете данных для тропы использовалась формула Дандерса.
Данная тропа может применяться в школьной рекреации, в классе, в любом месте, где она может заинтересовать ребенка. Для облегчения инструктажа его можно вывесить рядом с таблицей (строкой таблицы).
Мы напоминаем, что острота зрения в норме равна 1.0. Острота зрения до 0.6 должна насторожить и заставить заниматься нашими упражнениями, если врачи не будут рекомендовать свои методы ликвидации болезни. Мы будем развивать зрение, возвращая человеку то, что ему было определено природой.
Показатели остроты зрения, полученные учителем, не являются официальными, а служат для педагогического контроля за методикой проведения занятий по физической культуре.