Маргарита Солобуева
Конспект ОД «Солнечная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел: Познавательное развитие
Конспект ОД : «Солнечная система
(подготовительная группа)
Цель: обеспечение условий для систематизации знаний у детей о
Солнечной системе.
Задачи: 1. закрепить у детей знания о планетах, о Солнце;
2. способствовать развитию мышления, внимания, воображения, а
так же восприятия информации;
3. воспитывать любознательность и интерес к процессам окружаю-
его мира.
Публикация «Конспект ОД „Солнечная система“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
Оборудовании: плакат «Солнечная система», листы бумаги с изображением Солнечной системы для каждого ребенка, фломастеры, диск с фильмом о планетах Солнечной системы, настольная лампа, 3 картинки с изображением Солнечной Системы с «ошибками» (1. Солнце изображено меньших размеров, чем планеты. 2. Все планеты на одном расстоянии от Солнца. 3. Некоторые планеты имеют вытянутую форму., лист бумаги с изображением кругов, фрукты для макета (2 яблока, апельсин, 2 мандарина, виноград, грейпфрут, грецкий орех, слива, карточки на каждого ребенка с надписью команд («Солнышко», «Луна», «Звездочки»).
Мотивация. Общение.
Ход занятия.
Раздается звон колокольчика.
Воспитатель. Ребята, колокольчик возвещает о начале нашего интересного и необычного занятия. А теперь присаживайтесь на стульчики и будьте внимательны. Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам сказку, послушайте.
«В одном доме жила женщина и было у нее много детей, которых мать нежно любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое? И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к волшебнице. Выслушала ее волшебница, решила, что негоже порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находиться возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого».
Ребята, как вы думаете, про кого эта сказка? Про какой дом я вам рассказала? Что такое Солнце? Зачем оно нам нужно? Какое наше Солнце? На Солнце есть жизнь? ( Ответы детей: Солнце – это звезда, это гигантский пылающий шар, Солнце - это центр нашей Солнечной системы. Оно очень горячее. Оно испускает огромное количество тепла и света. Без солнечного света и тепла невозможно было бы существование живых организмов.)
Воспитатель. Вот так много – много лет назад астрономы задумались над этим вопросом и стали искать ответ на свой вопрос. А помог им в этом специальный прибор. Кто из вас знает, как он называется? (Телескоп.) Правильно, при помощи телескопа астрономы изучают небо и находят ответы на свои вопросы.
Ребята, давайте убедимся, что в сказке ничего не перепутано и вокруг Солнца вращаются ни больше и не меньше, а именно 9 планет.
(Воспитатель демонстрирует плакат «Солнечная система», показывает по очереди указкой на каждую из планет, а дети вслух хором их считают.)
А теперь посмотрим фильм о планетах.
( Показ фильма: «Сравнительные соотношения размеров планет нашей Солнечной системы».)
Воспитатель. Ребята, мы рассмотрели с вами плакат «Солнечная система» и фильм о планетах. Что вы можете мне рассказать о Солнечной системе?
Предположительные ответы детей:
В Солнечной системе 9 планет. Они кружатся вокруг Солнца по своему собственному пути – орбите. Одни планеты маленькие, другие большие, но Солнце больше всех планет вместе взятых. На одних планетах жарко, на других холодно, одна планета отличается от других – это планета Земля. Земля – это огромный твердый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца. Земля не слишком горячая и не слишком холодная. Это единственная планета, на которой живут люди, животные, растут растения. Земля кружится вокруг своей оси. За счет этого происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счет этого происходит смена времени года.
Воспитатель. Ребята, вы сказали, что на одних планетах холодно, а на других жарко. А почему? (Ответы детей.) Правильно, одни находятся ближе к Солнцу, а другие дальше. Сейчас мы с вами убедимся с помощью опыта.
Опыт: Мы с вами уже знаем, что Солнце подобно электрической лампочке, которая излучает свет и тепло. Включим лампу – “Солнце” и по очереди приблизим к ней руку. Теперь удаляем. Что вы можете сказать. (Дети делают вывод, что чем ближе предмет находится к источнику тепла, тем больше он нагревается).
(Воспитатель раздает детям листы бумаги с изображением Солнечной системы – схемы.)
Воспитатель. Обратите свое внимание на лежащее перед вами схемы - изображение Солнечной системы. Теперь найдите изображение Солнца. Какая начальная буква в слове «Солнце». Напишите ее на изображении Солнца. А теперь идем на поиски первой планеты от Солнца. Нашли? Правильно, назовите начальную букву в слове Меркурий и напишите ее на изображении планеты.
А сейчас самостоятельно определите начальные буквы в названиях планет и впишите их в изображения планет. (Самостоятельная работа детей.)
Воспитатель. А сейчас мы с вами разделимся на команды. Возьмите на столе по карточке. И у кого будут одинаковые, встаньте рядом. ( Дети делятся на 3 команды: «Солнышко», «Звездочки», «Луна».)
А теперь каждая команда подойдет к своим столам, на которых лежат картинки. Вы внимательно их рассмотрите. Затем выберите одного из команды, который расскажет, что изображено, а остальные из команды по необходимости дополнят рассказ. (Дети рассматривают картинки и по очереди рассказывают, что изображено, исправляя при этом ошибки художника.)
Воспитатель. Ребята, вы справились с заданием. А теперь подойдите ко мне. Скажите, что вы видите? На что это похоже? (Воспитатель показывает на лист бумаги с изображением кругов.) (Ответы детей.)
Воспитатель. А сейчас вам задание, изготовить макет Солнечной системы. Вот вам материал (фрукты). Вы должны учесть размеры планет и выбрать в соответствии с размерами предметы.
(Коллективная работа детей.)
Воспитатель. Ребята, подумайте и уточните, чем похожи планеты, а чем отличаются друг от друга? (Ответы детей.) Правильно, они имеют одинаковую форму, а отличаются размерами. Давайте и мы с вами создадим собственные «планеты». Для этого используем мыльные пузыри.
Игра «Мыльные пузыри».
(Дети встают в круг и выдувают прозрачные шары «планеты».)
Воспитатель. Что интересного было у нас на занятие? (Ответы детей.) Да, мы с вами изготовили необычный макет Солнечной системы, использовали при этом фрукты. Скажите, вы много знаете о Солнечной системе? Это хорошо когда вы много знаете и хочется знать? А зачем вам эти знания? (Ответы детей.)
Воспитатель. Сегодня мы с вами замечательно поработали. Я вами довольна. Молодцы!