Валерия Покотило
Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития его ума, нравственных качеств и воли.
Активная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития его мышления, ценных нравственных и волевых качеств. Когда
В подвижных играх можно использовать безграничные возможности
сложные, разнообразные методики, направленные на формирование личности ребенка.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие окружающего мира. Дети учатся чувству прекрасного, образности
движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят детей к труду:
Дети расставляют и убирают атрибуты в определенном порядке, выполняя двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Двигательные навыки, необходимые для их будущей трудовой деятельности.
Игра - это развлечение, потому что она является основной формой обучения для дошкольников.
Подвижные игры включают в себя неограниченные возможности
Комплексное использование различных приемов, направленных на формирование
Обязательным условием успешного проведения любых подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование народных подвижных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, времени года, особенностей режима, место проведения, интересов детей. В нашем детском саду воспитатели ежедневно проводят прогулки, насыщают их играми и различными физическими упражнениями. Разнообразие игр по содержанию и организации детей подбирают их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными задачами:
• укрепление и оздоровление организма детей;
• формирование необходимых навыков движений;
• создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей;
• воспитание у них дружеских и взаимоотношений и элементарной дисциплинированности;
• умения действовать в коллективе сверстников;
• развитие их речи и обогащение словаря.
В ходе игры задача педагога:
- следить за движениями, которые должны соответствовать правилам, (подсказать, как целесообразнее выполнить то, или иное движение,
- следить за дозировкой физической нагрузки (она должна увеличиваться постепенно, общая продолжительность игры около 15минут,
- делать краткие указания (указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу,
- поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих,
- приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку,
- приучать добиваться достижения общей цели, испытывая радость.
Подведение итогов должно быть веселым и увлекательным, чтобы у детей была мотивация в следующий раз сделать все лучше. Все дети должны участвовать в обсуждении игры. Это научит их анализировать собственные действия и даст им более осознанное отношение к правилам игры и выполнению действий. Правильное обучение игре помогает ребенку понять себя и своих сверстников, развить и реализовать творческие способности, а также оказывает коррекционное и терапевтическое воздействие.
Дошкольный период закладывает основу для полноценного и гармоничного развития личности ребенка. Важную роль играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из главных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений у детей дошкольного возраста происходит по-разному. С одной стороны, обогащение двигательного опыта детей, приобретение ими новых умений и навыков помогает им самостоятельно двигаться, играть и трудиться, а с другой - специально организованная спортивная деятельность, направленная на решение задач оздоровительного и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Сценические подвижные игры, благодаря разнообразию их содержания, помогают детям закрепить знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, звуках, издаваемых машинами, видах транспорта и поездах, правилах движения автомобилей и самолетов.
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание полноценной активности всех детей и постепенное усложнение движений в соответствии с возрастом дошкольника.
Подвижные игры наиболее эффективны на свежем воздухе. Когда дети активны на свежем воздухе, усиливается работа сердца и легких, что, в свою очередь, увеличивает приток кислорода в кровь. Это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья ребенка: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Воспитатель должен помнить, что его главная задача - научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они научатся регулировать собственное внимание и мышечное напряжение в любой игровой ситуации, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, находить выход из критических ситуаций, быстро принимать и выполнять решения, проявлять инициативу - дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в дальнейшей жизни.