Татьяна Адасенко
Содержание работы педагога по развитию зрительного восприятия у детей в классах «Охраны и развития зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время разработана и в ряде регионов используется программа по развитию зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием в период их начального обучения.
При многообразии форм, приемов и методов работы по развитию зрительного восприятия педагог классов «Охраны и развития зрения» должен ориентироваться на реализацию шести групп задач (16).
Первая группа задач направлена:
Публикация «Содержание работы педагога по развитию зрительного восприятия у детей в классах „Охраны и развития зрения“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- на расширение и коррекцию у детей с нарушением зрения предметных представлений и способов обследования предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира;
- формирование конкретных способов обследования предметов;
- формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
- формирование обобщающих понятий.
Вторая группа задач направлена на повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования у младших школьников с амблиопией и косоглазием зрительных сенсорных эталонов :
- через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;
- формирование системы сенсорных эталонов;
- научение пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира;
- развитие сенсорных обследовательских действий.
Значимость реализации задач данной группы значительно возрастает в случае работы с детьми, не посещавшими специализированный детский сад и детьми, имеющими низкий уровень сенсорной готовности к обучению.
Решение задач третьей группы предполагает формирование у детей потребности использования зрительных умений и навыков для установления логических причинно-следственных связей при отражении множества объектов окружающей действительности. Это обеспечивает развитие таких важных свойств восприятия как сукцессивность и симультанность и оказывает положительное влияние на аналитико-синтетическую деятельность.
Четвертая группа задач состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп.
Первая подгруппа дидактических задач по развитию зрительного восприятия направлена :
- на развитие глубины пространства;
- научение детей переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве;
- формирование измерительных навыков;
- развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе.
Вторая подгруппа задач направлена:
- на развитие пространственной ориентировки через формирование пространственных представлений;
- научение ориентироваться на основе пространственных представлений;
- расширение опыта ориентировки в окружающей действительности.
Пятая группа дидактических задач направлена на активное использование средств педагогического воздействия на развитие зрительных функций. Решение этих задач предполагает тренировочную деятельность детей с целью стабилизации достигнутого уровня развития той или иной зрительной функции лечебными средствами.
Шестая группа дидактических задач направлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствования зрительно-моторной координации.
Качество решения задач зависит от умения педагога соотносить содержание специальной программы с содержанием общеобразовательной программы воспитания и обучения в общеобразовательном учреждении.
Реализация общеобразовательной программы позволяет целе-направленно знакомить детей с окружающим миром и формировать у них качественные предметные, пространственные, временные представления о нем.
В ходе реализации указанных задач педагогу необходимо четко определять цель каждого коррекционного занятия и суметь подчинить этой цели все его содержание.
Основным средством развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение ребенка способам видения. В процессе специального обучения педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет педагогу решить те или иные задачи обучения.
Возможно использование наглядного дидактического материала как приема наглядного метода развития зрительного восприятия.
Содержание, вид, характер наглядности, используемой в коррекционно-педагогическом процессе, определяются программным материалом по развитию зрительного восприятия, конкретными коррекционными задачами, характером зрительного нарушения.
Следует также отметить, что в практической деятельности педагог предлагает детям задания, как правило, в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности.
В зависимости от групп задач зрительного восприятия можно выделить различные типы специальных занятий. Каждый тип занятия отличается от другого программным содержанием.
При организации работы по развитию зрительного восприятия с детьми младшего школьного возраста необходимо иметь в виду, что непрерывность данной работы обеспечивается и привлечением родителей детей к участию в данной деятельности. Вооружение родителей знаниями об уровне развития зрительного восприятия их ребенка, о наличии у ребенка определенных трудностей, вооружение их некоторыми приемами работы позволяет вызвать заинтересованность не только к результатам коррекционно-развивaющeй_ работы, но и к её содержанию.
Всё выше изложенное дает основание говорить о том, что реализация задач по развитию зрительного восприятия у младших школьников с амблиопией и косоглазием способствует развитию зрительного восприятия как познавательного процесса. В ходе работы в указанном направлении повышается качество восприятия детей за счет постоянного усложнения зрительных задач, за счет предоставления возможности детям из занятия в занятие целенаправленно оперировать знакомыми предметами окружаю-щего мира и поэтапного формирования у них предметных представлений.
Таким образом, в содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.
Так же важно знать при выстраивании всей системы коррекционной работы возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного ребёнка.
Ранняя диагностика и педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в развитии детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).