Лекомцева
Паспорт игры «Птицы прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
«Где, какая птица находится»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»
Публикация «Паспорт игры „Птицы прилетели“» размещена в разделах
Ход игры : педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.
МАРТ (Синичкин календарь — Бианки В. В.)
Полетела Зинька в поле. Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж на себя прокормит. В поле, в кустах, жили серые куропатки — красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зерна из-под снега выкапывала. — А где же тут спать? — спросила у них Зинька. — А ты делай, как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди. Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче — да бух с разлету в снег!Снег сыпучий, — обсыпался и прикрыл их.
И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.»Ну нет, — думает Зинька, — синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега». Нашла в кустах кем-то брошенную плетеную корзиночку, забралась в нее, да и заснула там. И хорошо, что так сделала. День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал. А ночью мороз ударил. Утром проснулась Зинька, ждет — где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит — ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички — боевой народ. Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, — большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они ее хвалили, благодарили! Натаскали ей зерен, семечек разных:— Живи с нами, никуда не улетай! Она и жила.
А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нем куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать, под Зинькиной корзинкой. И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались! Тут не прошло и трех дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах черные, с белыми носами грачи.
Здравствуйте! С прибытием! Ходят важные, тугим пером поблескивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из нее потаскивают. А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились. Зинька с радости звенит-захлебывается: — Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!
Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.
Вопросы к рассказу
1. Какая птица Зинька?
2. С какими птицами она познакомилась?
3. Где живут куропатки?
4. Как они прячутся?
5. Почему куропатки не могли выбраться?
6. Про каких птиц с черным оперением говориться в рассказе?
7. Какие птицы прилетели и стали петь песни?
8. К кому в конце полетела Зинька?
Беседа о том почему птицы улетают на юг
— Дорогие друзья, а вы знаете, что по лесному календарю наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Дети, как вы думаете, кто такие перелётные птицы? (предположения детей).
— Перелётные птицы – это птицы, которые каждый год осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются на Родину. Дети, как вы думаете, почему птицы покидают родные места? (предположения детей).
— Самое главное для птиц – это еда. Пища даёт птицам энергию для полёта, согревает их в холодные дни. Дети, чем питаются птицы? (ответы детей).
— Осенью, когда холода наступают, насекомые исчезают. Поэтому первыми покидают нас насекомоядные птицы, те, что питаются насекомыми: стрижи и ласточки, жаворонки и трясогузки, кукушки и скворцы. Птицы собираются в большие стаи и улетают в тёплые края. Дети, как вы думаете, почему птицы собираются в стаи перед дальним полётом? (предположения детей).
— Вместе легче и от врагов защититься, и в дороге не заблудиться. Куда же улетают наши птицы? (предположения детей).
— Ласточки, стрижи и кукушки полетели в Африку, скворцы в Индию, грачи в Крым и на Кавказ. Дети, почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают на юг? (ответы детей).
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Продолжи, найди причину»
Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.
Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Беседа «К нам весна пришла, радость принесла»
Цель. Закрепить у детей знания о характерных признаках ранней весны, учить передавать в рисунке радостное настроение весеннего погожего дня, используя средства художественной выразительности.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки,
Это, что за время года.
Дети. Весна.
Воспитатель. Правильно, ребята! Это - весна. Мы с вами и не заметили, как быстро прошла зима с её весёлыми играми и забавами. А теперь к нам пришла весна.
Воспитатель. Итак, ребята, скажите мне, по каким признакам мы можем определить, что пришла весна.
Дети. Начал таять снег, повсюду звенит капель, побежали ручьи, дни стали длиннее и теплее, появились проталины.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А как вы думаете, сейчас ранняя весна или уже поздняя?
Дети. Ранняя.
Воспитатель. А почему вы так думаете?
Дети. Потому что снег ещё не весь растаял, на деревьях ещё нет набухших почек и распускающихся листьев, везде лужи и ручьи.
Воспитатель. Правильно. Это самое начало весны. Зима и весна - эти два сезона столкнулись. А что нам говорит о наступающей весне?
Дети. О приближении весны говорит подтаявший снег, он становится рыхлым и серым, на реке уже растаял лёд.
Воспитатель. Иллюстрации передают нам предвкушение тепла, возвращения птиц из дальних краёв. А какое настроение у вас?
Дети. Радостное и бодрое.
Воспитатель: В старину люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят птицы. Весну на Руси зазывали красивыми словами:
Весна, весна красная! Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью, с великой милостью:
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Воспитатель. Русские поэты также написали очень много красивых стихов о весне. Вот послушайте, как описывает весну С. Маршак :
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на ветках серебром
Светятся серёжки.
Воспитатель. Опишите, пожалуйста, весенние явления, о которых говорит поэт.
Дети. Поэт говорит о таянии снега и льда, о том, что весной солнце светит ярче и небо становится выше, птицы чирикают веселее, дорожки становятся чёрными, освобождаясь от снега.
Занятие “Рисунок птицы через трафарет”.
Цель: познакомить с новым способом использования трафарета.
Задачи:
1. Выполнять различную по характеру штриховку.
2. Совершенствовать умение проводить различные линии.
3. Составлять растяжку, растушевку оттенков одного или нескольких цветов.
Необходимые материалы: мелки для рисования, цветной картон, вырезанные трафареты птичек, двусторонний скотч.
Ход занятия.
Ребята я хочу загадать вам загадку:
Верст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала,
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это. (Ю. Светлова)
-А каких птиц вы помните? (Ответы детей)
Мы уже с вами рисовали птиц, обводя трафареты. Но сегодня мы попробуем немного по другому использовать трафареты.
- Сначала мы все сядем за столы и поверим, что сидим правильно. Теперь находим перед собой картон. Располагаем его горизонтально и находим трафарет птицы. Какая это птица (Ласточка)
- Расположите птицу по середине, проверьте, что она не выходит за края картона. Проверьте что хвост птицы снизу. Теперь взяв в одну руку мелок, а другой придерживая птицу. Начинайте наносить штрихи, начиная от середины птицы.
- После того как закончите, переверните птицу и найдите на ней приклееный двусторонний скотч. Когда оторвете защитный слой, найдите верхний правый угол и приклейте туда птицу. Молодцы, а теперь давайте я подпишу ваши работы и мы поменяем выставку с вашими работами.
Загадки:
Верст не считали,
По дорогам не езжали,
А за морем бывали.
(Перелетные птицы)
Гости приходят весной,
А уходят осенью.
(Перелетные птицы)
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(Скворец)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам…
(Грачи)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.
(Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Конспект
итоговой беседы «Птицы весной»
Группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Тема: «Птицы весной»
Программное содержание:
1. Расширить и уточнить знания детей о жизни птиц в весенний период, о видах гнезд и их размещении (самостоятельно уточнить названия птиц и что они делают, в каких домиках живут).
2. Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.
3. Развивать наблюдательность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
4. Активизировать словарь детей за счет новых слов (вестник, упражнять в образовании сложных прилагательных.
5. Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
6. Воспитывать эстетические чувства, доброе отношение к птицам
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме: рассказы: В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц, разными видами гнезд, загадывание загадок о птицах. Ход:
Воспитатель читает стихотворение «Весна» :
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» –
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут –
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки –
Их желторотые птенцы.
- Что понравилось в стихотворении?
- О каких птицах идет речь? (Перелетных.)
- Чем заняты птицы весной?
- Зачем птицам гнезда?
-Как вы думаете, о ком будет идти речь в нашей беседе? (о перелетных птицах).
-Почему возвращаются птицы? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
-Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)
- У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех? Послушайте стихи-загадки и найдите отгадку.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач).
-Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).
- Как думаете, почему в народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе. (Грачей называют вестниками весны). Слово вестник обозначает приносящий известие о чет-то. Вот прилет грачей и сообщает людям о приходе весны.
-За грачами прилетают другие птицы.
На шесте дворец,
Во дворе певец
Звать его… (Скворец).
-Какой он? (весь черный, клюв острый, а грудка в белую блестящую крапинку).
Среди колосьев он живет.
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен. (жаворонок).
- За грачами прилетают скворцы, жаворонки.
-Посмотрите, как выглядит кукушка на картинке. Какая она? (Большая, пёстрая). Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой, она питается гусеницами, которые собираются на деревьях.
-А гусениц когда становится больше? (После распускания листьев.)
-Как вы думаете, почему позже всех прилетают ласточки и стрижи. (Потому - что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее). (картинки ласточки и стрижа).
-Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
-Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.
Игра «Четвертый лишний?»
Картинки с изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (голубь - зимующая птица.)
Ворона, воробей, голубь, скворец (скворец - перелётная птица).
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка (воробей - зимующая).
Сорока, грач, снегирь, синица (грач – перелетная).
Лебедь, цапля, голубь, аист (голубь – зимующая).
Физкультминутка
Ласточки летели,
Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Ласточки садились,
Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)
-Отгадайте загадку.
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
-Зачем птицы строят гнёзда? (Они необходимы, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).
- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т. д.)
- Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)
- Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)
- Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)
Итог беседы.
О ком мы сегодня с вами говорили? (О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.)
Мы закрепили свои знания и много интересного узнали о жизни птиц.
Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»
Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р. п. мн. числа
Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы -…
Гуси -…
Утки -…
Грачи -…
Соловьи -, (лебеди, кукушки, жаворонки)
Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»
Цель: формирование умения называть перелетных птиц
ласточки, стрижи, иволги, кукушки, гуси, утки, лебеди, цапли, скворцы, грачи, зяблики, журавли, трясогузки, аисты, жаворонки, дрозды, малиновки, соловьи и др.
Д/и «Один - много»
Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И. п. и Р. падежах.
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.