Юлия Бершова
Содержание изотерапевтических коррекционно-развивающих занятий как средства преодоления страхов у детей 5–7 лет
▼ Скачать
Поговорим о преодолении детских страхов через использование метода изо-терапии.
Одним из самых действенных методов диагностики и коррекции является рисование страхов, когда ребенку предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится. Смысл данного подхода заключается в том, что ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание интересно тем, что при его проведении ребенок одновременно получает положительный психотерапевтический эффект.
Публикация «Содержание изотерапевтических коррекционно-развивающих занятий как средства преодоления страхов у детей 5–7 лет» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Педагогу-психологу необходимо создать доверительную атмосферу, провести добрую беседу с ребенком, как бы помочь Вспомнить» свои страхи… Если с первого раза ребенку не удается справиться с заданием, то задание повторяется.
Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками.
Свою методику, основанную на использовании изотерапии, я назвала «Устроим страху праздник!» Этот метод дополняет игровые методики проработки страхов и дополняет понравившиеся детям методики: «Преврати страшное в смешное» или «Преврати страшное в доброе».
Также, эта методика дополняет игровые методики проработки страхов. Во время выполнения этой методики важно не торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
На первом этапе - после прорисовывания страха и его совместного обсуждения вы предлагаете ребё нку: «Этому (название страха, видимо очень одиноко и тяжело живётся, у него нет друзей, семьи, радости в жизни и т. п. (ориентируясь на конкретный страх, поэтому этот страх и «ходит» к детям, пугает их…». И предложите: «А давай устроим твоему страху праздник!»
Все дети с энтузиазмом откликнутся на это обращение. И тут же постарайтесь совместно с ребенком начать творческое придумывание радостных событий для страшных персонажей, явлений природы и проч. У монстров, зомби, пауков и т. д. появляются друзья, вторые «половины» (жены или мужья, рождаются дети или детёныши. У страхов наступает «День Рождения», куда являются их появившиеся любимые и друзья с подарками и добрыми пожеланиями. Тщательно прорисовывайте атрибуты праздника: торты со свечами, воздушные разноцветные шары, цветы, нарядные коробки с подарками… После чего страхи сами перекрашиваются детьми в другие (по желанию детей) цвета, им дорисовываются улыбки, добрые любящие сердца, банты и др. Страху темноты дарится красивая лампа. Страх грозы освещает разноцветный салют, а молния становится электрической «зарядкой» для детских игрушек.
На втором этапе - при следующей встрече с ребё нком после игры разминки проводится обсуждение предыдущего рисования с установкой: "Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься". Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: "так", "хорошо", "молодец". За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки или шоколадки. Оставшиеся страхи можно ещё раз проиграть по сочиненным на их тему историям (дополнить и расширить «праздники для страхов»).
Хочется отметить, что весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко должно пройти несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Поэтому не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения.
Зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют активные игры и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием. Хорошо прорисовывать вместе с ребенком его страшные сны. Рисование подразумевает встречу ребёнка со своим страхом в спокойной обстановке, когда мама и папа рядом.
Родителям необходимо учиться эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.