Маргарита Черныховская
Содержание и методы работы с детьми старшей группы по формированию временных ориентировок
▼ Скачать + Заказать документы
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного мира: количественные, пространственные, временные представления, представления о форме и величине. Абстрактность объектов математики, с одной стороны, конкретность наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления детей, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания занятий, методов и способов их представления для обучения.
У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо продолжать учить ориентировке во времени. Воспитатель должен знать возможности, особенности оценки малых промежутков времени детьми дошкольного возраста и условий развития "чувства времени" у старших дошкольников. У детей подготовительной группы происходит формирование и закрепление понятий о сутках, неделе, месяцах, о последовательности мер времени и их количественной характеристике. Детей знакомят с календарным годом, с минутными интервалами, развивают умения измерять и оценивать их. Представление детей о времени происходит во многом благодаря их знакомству со временем наступления постоянных видов деятельности в режиме дня, в этом возрасте уже также необходимо развивать умения детей определять время их наступления по часам. У детей этого возраста развивается способность планировать во времени свою деятельность, регулировать темп и ритм деятельности в зависимости от отведенного времени и объема работы.
В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.
Для эффективного формирования у детей представлений о времени воспитатели создают оптимальные условия для развития активности, самостоятельности, развивают познавательную деятельность, используют проблемные ситуации, различные виды наглядности, словесные приемы в работе с детьми. Учат детей применять полученные знания о времени в различных видах деятельности.
Современное содержание математического развития дошкольников предусматривается в разных программах:
• "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой с учетом новых подходов представляет собой вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Цель раздела программы по элементарной математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Необходимым условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов в процессе усвоения математического содержания. Программа по элементарной математике разделена не следующие разделы: количество и счет, величина, форма ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
Таблица 1
Формирование временных представлений по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
2-я младшая Средняя Старшая Подготовительная
Учить ориентироваться в конкретных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Расширять представления детей о частях суток, их последовательности.
Объяснить значение слов "вчера", "сегодня", "завтра".
Раскрыть на конкретных примерах понятия "быстро - медленно". Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определить, какой день был вчера, какой сейчас, какой завтра. Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года.
Дать элементарные представления о необратимости времени.
Развивать чувство времени, учит различать длительность временных интервалов.
Учит определять время по часам с точностью до 1 часа.
Играя, дошкольник учится устанавливать существующие взаимосвязи во времени: между объектами и явлениями, последовательной сменой сезонов и их изменениями; смена дня и ночи, смена времен года, происходящих в природе.
Игры по ориентировке во времени помогают ребенку увидеть неповторимость временных единиц, системы временных эталонов; осознанность невозможности нарушения последовательности мер времени, его специфических особенностей; понять, что неразумное вмешательство во время, может повлечь за собой существенные изменения для человечества на Земле.
В процессе ознакомления со временем в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируется умение и желание беречь время, видеть эталоны во всем многообразие, то есть понимать важность рационального использования времени, ускорять или замедлять темп своей деятельности, распределять время в сфере детской досягаемости.
Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы, в этом возрасте мы играем с детьми в простые словесные игры: "Назови пропущенное слово"; дидактические игры: "Угадай, когда это бывает?".
Значение игр очень большое, от возраста к возрасту игры усложняются в целях, содержании и правилах.
Такие дидактические игры как: "Части суток", "Вчера, сегодня, завтра", "Будь внимательным!", "Неделя, стройся!", подвижные "День и ночь", "Которая неделя построится первой", "Лови, бросай, дни недели называй".
Детям старшей и подготовительной группы можно предложить решать задачи по временным эталонам.
Еще одной из распространенных форм по формированию временных представлений является беседа. В ходе бесед у дошкольников формируются убеждения в необходимости и возможности рационального использования времени; сохранение его специфических свойств и характерных признаков временных отрезков, воспитывается умение ориентироваться в окружающей действительности.
Методика проведения бесед о времени предполагает необходимость подготовительного этапа. Эта подготовка начинается с выбора темы. Наблюдая за детьми в различных ситуациях, отмечая их поведение в группе, на прогулке, анализируя их высказывания, выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень каждого ребенка и группы в целом. Это дает основание для выбора наиболее важных плановых бесед.
Выбрав тему для беседы, воспитатель формирует цель, определяет содержание, тщательно продумывает вопросы. Воспитатель готовит к предстоящей беседе и детей, предлагает им сделать рисунки соответствующей тематики (можно оформить выставку).
Беседа должна проводиться после наблюдений за явлениями природы, полученные знания в ходе наблюдения помогут детям стать активными участниками беседы. Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся знания и опыт у детей, он вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализируя явления и взаимосвязь временных эталонов в природе.
Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным эмоциональным зарядом. Беседы о времени часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам. Беседа не должна утомлять детей, она призвана вызывать эмоциональный положительный отклик в их душе. Именно поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействий, к которым относятся: игровая, художественная, трудовая деятельность детей; загадки, викторины, исполнение песен, рисование и т. д. это значительно снимает утомление и стимулирует познавательную деятельность дошкольников.
В качестве средств активизации познавательной деятельности, желательно использовать произведения искусства: репродукции картин Н. Рериха "Гонец" - ночь, "Святой остров" - утро, "Три радости" - день, "Беда проводник" - вечер; музыкальные произведения, стихи, рассказы.
Во временные беседы с дошкольниками уместно включить фрагменты из книг: Д. Родари, Е. Трутневой, Я. Акимова, С. Есенина, Э. Мошковской, Е. Ильина, А. Барто, К. Д. Ушинский, А. Фета, С. Маршака и др. А также включать просмотры диафильмов, например: "Емелина неделя".
Беседа о системе временных эталонов педагог проводит в детском саду, начиная со второй младшей группы, для формирования представлений детей о частях суток.
Так же уместны индивидуальные беседы и беседы по подгруппам. А у старших дошкольников уже сформированы некоторые представления и накоплен определенный опыт о временных единицах, поэтому целесообразно проводить беседы в старшей и подготовительной группе.
Педагогу, ведущему наблюдение с детьми нужно хорошо ориентироваться в окружающих нас природных процессах. Утром, выходя на прогулку с детьми, педагогу важно обратить внимание на главный признак утра – низкое местонахождение Солнца по отношению к Земле, характерный цвет неба. А если провести с детьми наблюдение во второй половине дня, в зимнее время, то можно загадать загадку: "Светит, светит и не греет, как костер сияет ясно, ходит в небе круг за кругом, и тепло по всей округе. Но зимой как будто тлеет: светит так же, но не греет. Что же это?"
Чтобы ярче в памяти у детей оставались впечатления, целесообразно им задавать вопросы, говорить народные приметы, загадывать загадки, рассказывать отрывки стишков. Такие наблюдения освежают ранее полученные впечатления, способствуют дальнейшему практическому выполнению задания по ориентировке во времени.
Наблюдения педагогов и детей за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней, можно сравнить: что было утром и вечером, вчера и сегодня – все это дети запоминают и отражают в рисунках. При этом педагог помогает детям, загадывая загадки, рассказывания стихотворений, читая рассказы. Дети старшего возраста могут сами воспроизводить рассказ. Можно оформить выставку по рисункам детей.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается в том, что необходимо создавать специальные ситуации, заострять внимание на длительности временных интервалов, приучать в процессе деятельности измерять, а потом оценивать временные промежутки.
На занятиях воспитатель обобщает, углубляет, уточняет и систематизирует те знания о времени, которые дети получают ежедневно; добивается, чтобы вся группа овладела программными требованиями. Дети учатся правильно оценивать длительность сравнительно небольших чувственно воспринимаемых отрезков времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра, овладевают простейшими эталонами этих отрезков времени. Детей приобщают к усвоению более легких, емких временных отрезков: лето, осень, зима, весна, год. Дошкольников учат различать их характерные признаки, перечислять их в последовательности, называть текущий месяц, отличать летние месяцы от остальных.
По "Программе воспитания и обучения в детском саду" формирование ориентировки во времени у детей начинается со второй младшей группы. В этом возрасте малышей учат различать и называть день, ночь, утро и вечер. На занятиях дети рассматривают сюжетные картинки по отрезкам времени (день – ночь, утро – вечер, с изображением действий детей, природных явлений в тот или иной отрезок времени, играют в игры и проводят беседы. Для того чтобы дети различали части суток, воспитатель рассказывает сказки с ярко выраженными признаками частей суток. После этого дети должны учиться, самостоятельно различать части суток и называть их характерные признаки.
В средней группе программные требования расширяются. Дети должны знать не только части суток, их признаки, но и последовательность. Дети учатся различать и называть "вчера", "сегодня", "завтра", на конкретных примерах знакомятся с понятиями "быстро - медленно". Для запоминания последовательности частей суток используются элементы символической наглядности - кружки разного цвета: утро - розовое, день - белый, вечер - синий, ночь - черная.
Так же используются на занятиях сказочные персонажи, игры, стихотворения, загадки.
В старшей группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Учатся называть их, определять какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; называть количество дней в неделе, их порядковые номера; выделять характерные признаки времен года, называть их.
Знакомство с днями недели начинают с установления, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, отмечают выходные дни. Далее знакомятся с днями недели и их последовательностью. Для лучшего запоминания используют: модель "Дни недели" по цвету радуги.
В подготовительной группе называют дни недели в прямом и в обратном порядке, определяют, сколько дней в неделе до названного дня, какой день между двумя названными, пропущенный среди названных дней.
Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, используются карточки с изображением разных времен года и модель "Времена года" и разные виды календаря. Ознакомление детей с календарем облегчает им ориентировку во времени, в окружающей действительности. Дети узнают, в какие дни недели проводятся занятия, психологически готовятся к ним. Дети определяют время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес.
Итак, широкое использование наглядных, практических, вербальных методов, широкое применение различных видов наглядности в виде плоскостных моделей, показывают, что дети на седьмом году жизни накапливают осознанные знания, которые позволяют им в дальнейшем строить учебную работу на высоком уровне.
Для ознакомления детей с частями суток можно использовать набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки необходимо показывать детям поочередно и задавать вопрос: "Когда это бывает?" По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить и назвать время.
Даже дети первой младшей группы пытаются, и довольно успешно, определить время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Пытаясь определить время действия, малыши называют в основном день и ночь. Если на картинках изображена любая активная деятельность при дневном освещении, дети говорят, что это день; картинки с сумеречным освещением или электрическим светом, в интерьерах которых имелись кровати, определяют как ночь. Конкретность мышления детей третьего года жизни выражена в том, что они соотносят изображенную на картинке деятельность со своим личным опытом, например: "Это бывает, когда мы идем домой из сада. Ночью мы с мамой идем" (т. е. зимним вечером); "Мальчик ест кашу. И я днем ем кашу".
Вместе с тем анализ показывает, что даже если слова-названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова "день" и "вечер" заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время ("День - когда обедаем", "Вечер - когда мама за мной придет" и т. п.). Иногда дети затруднялись ответить на вопрос: "Когда это бывает?" - и потому, что не понимали значения самого вопросительного слова "когда?"
Следовательно, в процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток - положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, т. е. появится возможность использовать цветные знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток - ее цветовую гамму.
При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность, отмечены следующие особенности:
1) неравномерность в овладении названиями частей суток;
2) выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;
3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;
4) определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.
Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки ("Утро, когда светло и дети идут в детский сад", "Ночь, когда темно, дети и взрослые спят") нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Не безусловен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам.
Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детей различению частей суток.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня: игра, умывание, одевание и раздевание. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.
Ознакомление детей с частями суток согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду" начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.
Ознакомление дошкольников с календарем. Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени. В какой степени дети овладевают этими мерами времени? Понимают ли их реальное содержание? Знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Одним из методов обследования можно использовать индивидуальную беседу, в ходе которой ребенку задаются вопросы: "Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?" В целях выяснения знаний детей о днях недели задаются такие вопросы: "Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?"
Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели. Другие дни недели часто путают, заменяют название одного дня недели другим, или вместо дня недели называют месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорят "сегодня", "завтра". Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затрудняются в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6-7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).
Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:
1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;
2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.
В Программе воспитания в детском саду в разделе "Развитие элементарных математических представлений" для старшей группы рекомендуется - научить детей последовательно называть дни недели; определять: какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. В подготовительной к школе группе рекомендуется - закреплять знание последовательности дней недели и времен года; знакомить с названием текущего месяца. Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжить эту работу, можно.
Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы (Утро. Встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.).
Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д.
Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как "вчера", "сегодня", "завтра", затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: "Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?".
Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например "Продолжай!". Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: "На почту мы ходили. " ". вчера", - заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. "Занятие по математике у нас было. " ". сегодня". "Рисовать мы будем. " ". завтра" и т. п.
Любят дети игру "Наоборот". Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например: утро - вечер, завтра - вчера, быстро - медленно, рано - поздно и т. п.
На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда. Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей (По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам).
Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: "По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?" Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.
Таким образом, рассмотрев программу, мы узнали, что "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой наиболее подходящая для современных условий развития практики в детских садах. Ей легко пользоваться воспитателю, и детям несложно освоить объем знаний и умений, который им предлагают в данной программе, в ней учтены все задачи для детей, в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребенка.