Бабарико Жанна Сергеевна
Содержание и методы формирования у воспитанников представлений о природе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и методы формирования у воспитанников представлений о природе
Выполнила Бабарико Ж. С.
Воспитатель МДОУ «Детский сад» №41
Ярославль, 2018 г
Содержание
Введение…3
1. Содержание и методы формирования у дошкольников представлений о природе….4
1.1. Экологическое образование воспитанников в ДОО…. 4
1.2. Методика ознакомления детей с окружающим миром…. …6
1.3. Средства формирования представлений о природном мире…9
Публикация «Содержание и методы формирования у воспитанников представлений о природе» размещена в разделах
2. Диагностика, анализ результатов диагностики и рекомендации по работе с обследованным ребенком….….12
Список использованной литературы…. 18
Приложение 1. Протокол обследования уровня сформированности экологических представлений и отношения к природе воспитанницы подготовительной группы №7 МДОУ д/с №41…. ….20
Введение
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе или селе, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной город, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края.
Большое место уделяется формированию у дошкольников общих представлений о природе, как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу; формированию представлений о создании и охране заповедников, о Красной книге, содержащей сведения о редких видах животных и растений родного края.
1. Содержание и методы формирования у дошкольников представлений о природе
1.1. Экологическое образование воспитанников в ДОО
Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям окружающим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с растениями, животными, явлениями неживой природы;
- изучение основных особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Развивающие:
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Воспитательные:
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Для реализации целей и задач экологического образования предусматривается следование принципам:
• Системность;
• Сезонность;
• Возрастная адресность;
• Интеграция;
• Координация деятельности педагогов;
• Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи
1.2. Методика ознакомления детей с окружающим миром
I. Системный подход -каждое следующее знание дети получают на основе предыдущего.
Знакомя детей дошкольного возраста с окружающим миром, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой отбора и подачи информации, задаемся вопросами: — что давать детям; — какая информация станет им интересна и полезна; — посредством чего осуществлять наглядность, доступность, проблемность?
II. Структура программы
Пирамиды познания
ЧЕЛОВЕК - представитель общества людей
Кто мы? Какие мы? (младшая группа)
Я знаю: это опасно! (средняя группа)
Тайны человека — здоровье бесценный дар! (старшая группа)
От младшей к старшей группе восприятие окружающего мира расширяется за счет знакомства со все более широким кругом явлений природы и общества. Таким образом, восприятие окружающего мира происходит от простого к сложному по принципу преемственности. Важно, что при этом не теряется связь с предыдущим материалом и происходит целостное восприятие действительности.
III. Проектный метод
Проектная деятельность — метод моделирования, позволяющий устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости окружающего мира; формировать представления о цикличности явлений; систематизировать и группировать объекты окружающего мира; воспитывать чувство ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда. Использование проектов на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, математике, дизайн-технологии позволяет интегрировать содержание многих предметов.
IV. Актуальность программных направлений
• Тайны человека (человек — представитель общества людей)
Каждый педагог рано или поздно задается вопросом, «каких детей он хочет воспитать». Вот как ответил на него Жан-Жак Руссо: «Идеал воспитания — это сочетание ума мудреца с силой атлета». Конечно же, мы хотим видеть своих детей умными, добрыми, порядочными. Хотим, чтобы жизнь их стала интересной и счастливой. И не для кого ни секрет, что все это невозможно без хорошего, крепкого здоровья.
• Тайны природы (человек - часть природы)
Данная проблема планетарного характера — последствия разрушительного воздействия людей на среду обитания. Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается, многое. Прежде всего научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать теснейшую связь людей и природы, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.
Отсюда вытекают две основные задачи, которые мы, педагоги, ставим перед собой:
1. ввести детей в мир природы, раскрыв многочисленные связи живых организмов друг с другом и со средой обитания;
2. не позволить разуму заменить чувства и стать основным инструментом познания окружающего мира.
• Тайны истории (человек - творец предметного мира)
У нашей страны великая история. Каждый ее город своеобразен и неповторим. Но есть у многих российских городов и нечто общее — это их начало. Многие города выросли из небольших поселений, которые, как правило, располагались на холмах, покрытых лесом, окруженных реками и речушками. Многие города первоначально имели деревянные, а потом уже каменные укрепления.
Можно совершить экскурсию в главный музей родного города и познакомить детей с историей их родного города. Так же можно предложить совместный культпоход с участием не только мам и пап, но и бабушек с дедушек.
Таким образом, мы помогаем решать еще одну немаловажную задачу - укрепление семьи, способствуем связи поколений. Не стоит забывать о том, что наши корни - это не только наша история, это, прежде всего, наша семья, наши родные.
V. Перспективное планирование
1.3. Средства формирования представлений о природном мире
1. Занятия;
2. Развлечения;
3. Викторины;
4. Экскурсии;
5. Чтение художественных произведений;
6. Дидактические игры;
7. Самостоятельная игровая деятельность.
• Занятия
В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы:
Например «Каков хозяин – таков и скот»; «Пришел февраль-недотрога – семена ближе к порогу»; «Без работы и репу не вырастишь» и т. д.
Осознание ребенком себя как субъекта природы. Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание.
Региональный компонент – это знакомство с природным ландшафтом родного города Ярославля и области, географическими и климатическими особенностями, наблюдения, знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края, знакомство с родной культурой, обычаями, традициями, народными праздниками.
Например: «До Покрова – осень, за Покровом – зима идет», «В зимний холод – каждый молод».
На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы.
• Природные объекты окружающего мира
- способствуют развитию личности ребенка.
• Подвижные игры краеведческого содержания
- позволяют обогатить знания о многообразии растительного и животного мира средней полосы.
• Подвижные игры с использованием природных объектов
- воспитывают умственную активность, развивают психические процессы, вызывают интерес к познанию окружающего мира.
• Игры в природной среде
-помогают сделать любой материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
• Подвижные игры экологического содержания
- накопление представлений о природных объектах ближайшего окружения. Обогащается познавательный опыт детей.
• Целевые маршруты в природу по возрастным группам
-интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о своей малой родине.
• Работа с родителями
-ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели ДОО знакомят родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрывают им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; устанавливают преемственную связь между семьей и детским садом
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного города, улицы. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, наблюдать явления родной природы, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
• Домашние задания
-родителям можно предложить задания на тему: «Просторы родного края», где им предлагается понаблюдать, рассказать, совершить прогулку, сделать поделку и т. п. Конечно, таким заданиям предшествует подготовительная работа. Педагог заинтересовывает родителей этой работой, показывает необходимость и важность ее для ребенка.
Итак, формирование у дошкольников представлений о природном мире Родного края – процесс сложный и кропотливый. Он происходит под непосредственным руководством взрослого. Взрослые – педагоги, родители – являются организаторами всего воспитательного процесса. При этом взрослые, как в работе с младшими, так и со старшими дошкольниками, должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это сближает взрослых и детей.
2. Диагностика, анализ результатов диагностики и рекомендации по работе с обследованным ребенком
Методика диагностики экологических представлений дошкольника
Диагностику экологических представлений дошкольника проводилась с учетом его возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний и
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания были сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
Критерии оценки
В каждом разделе воспитаннику предлагался комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале, характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксировались в протоколе обследования (Приложение 1). Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария
1. Представления о природе
А) Живая природа
Задание 1
Цель:
• Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал:
• 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.
Методика:
• Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагалось из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задавались вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:
• О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
• О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
• О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе
Задание 1
Цель:
• Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика:
• Проводилось наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (растения — в поливе, для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). Если ребенок сам не догадывался о необходимости помощи живому, его внимание привлекалось с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т. д. ; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе поливает растения.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе)
Цель:
• Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика:
• У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Анализ результатов диагностики
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает следующее:
-по первому блоку заданию – о представлении о природе (живой и неживой) воспитанница имеет средний уровень,
-по второму блоку заданий – об отношении к природе воспитанница имеет низкий уровень,
-по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – воспитанница имеет низкий уровень
Следовательно, можно сделать вывод, что в целом показала низкий уровень развития экологических представлений.
Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости проведения формирующего этапа исследования для повышения уровня развития экологических представлений дошкольницы.
Рекомендации по работе с обследованным ребенком
Необходимо создание системы экологического воспитания в детском саду, экологизация всего педагогического процесса, повышение профессионализма педагогов, обогащение и использование в системе развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, так же необходима эффективная работа с родителями, что позволит эффективно решать задачи экологического образования. Реализация проекта поможет составить и спланировать образовательный процесс с учетом развивающей среды ДОУ, региональных особенностей, программно - методического обеспечения и материально-технической базы детского сада.
Список использованной литературы
1. Акимова, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром: младшая группа / Ю. А. Акимова. – М. : ТЦ СФЕРА, 2007.
2. Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – Волгоград: «Учитель». – 2013.
3. Иванова А. И., Живая экология: программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. -М. : ТЦ Сфера, 2009.-80с.
4. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
5. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : методическое пособие / А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. – М. : Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2004.
6. Кислица, Г. К. Мир дошкольника: вопросы и ответы / Г. К. Кислица [и др. ]. – М. : Дрофа, 2002.
7. Недоспасова, В. А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. – М. : Просвещение, 2004.
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. — М. : Академия, 2005. — 149 с.
9. Окружающий мир: занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. Ю. В. Дьяченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
10. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. Н. А. Ноткина [и др. ]. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
11. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и ответах) / М. М. Поташник. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
12. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / науч. ред. М. М. Безруких. – М. : Владос, 2003.
13. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – СПб. : Речь, 2010.
14. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие / О. В. Солодянкина. – М. : Аркти, 2006.
15. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М. : ТЦ СФЕРА, 2007.
16. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. С. О. Филипповой. – М. : Академия, 2007.
Приложение 1
Протокол обследования уровня сформированности экологических представлений и отношения к природе воспитанницы подготовительной группы №7 МДОУ д/с №41
1. Представления о природе:А)Живая природа Бал
лы 1. Представления о природе:Б) Неживая природа Бал
лы
1. Как ты догадался, что все это живое? 2 О воде:
2. Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? 1 1. Какого цвета может быть вода? 1
3. Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить? 2 2. Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару 2
Итого средний балл: 1,6 3. Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть) 2
4. Зачем нужна вода? 2
О песке:
5. Чем отличается сухой песок от влажного? 2
6. Что произойдёт, если наступить на влажный песок? 2
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
7. Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой? 2
8. Что происходит с деревьями, когда дует ветер? 3
9. Зачем нужен дождь в природе? 3
10. Что было бы с растениями, если бы не было дождя? 3
11. Что появляется после дождя на городских улицах? 3
12. Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо? 1
13. Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода? 2
Итого средний балл: 2,1
2. Отношение к природе 3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе)
1. Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект? 2 1. выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор; 1
2. Как ты это узнал? 2 2. рассказать о последовательности ухода за растением; 2
3. Как ему можно помочь? 2 3. непосредственно осуществить уход. 2
4. Хотел бы ты ему помочь? 1
5. Почему ты хочешь ему помочь? 1 Итого средний балл: 1,6
Итого средний балл: 1.6
Результат обследования ребенка был занесен в таблицу1
Таблица 1
Уровень Задание Высокий Средний Низкий
1. Представление о природе (живой и неживой) +
2. Отношение к природе +
3. Трудовые навыки +