Малинина Ольга Евгеньевна
Содержание и методики работы с детьми по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы - развивать мелкую моторику кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук.
Задачи программы:
1. Развитие координации движений рук, моторных координаций и оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание благоприятной психологической обстановки.
3. Развитие общей и мелкой моторики, формирование тонких движений рук.
Публикация «Содержание и методики работы с детьми по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет» размещена в разделах
4. Повышение мышечного тонуса организма, совершенствование двигательных навыков, мышечное развитие пальцев рук.
Программы была реализована в соответствии со следующими дидактическими принципами:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Задания и упражнения, время занятий подобранны в соответствии с каждой возрастной группой.
2. Принцип доступности. Занятия построены исходя из действительных способностей детей, чтобы исключить отрицательно влияющих на его работу перегрузок морального, физического типов.
3. Принцип комплексного воздействия. Организация работы с детьми дошкольного возраста, направленная не только на достижение основной цели – формирование мелкой моторики, но также на развитие высших психических функций (внимания, воображения, памяти, речевых навыков, творческих способностей, коммуникативных навыков.
4. Принцип наглядности. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен.
5. Принцип последовательности и систематичности. При котором все элементы обучения последовательно опираются друг на друга и являются логически связанными между собой. Именно систематичность процесса обучения позволяют в относительно сжатые сроки получить максимальный результат в обучении.
Программа занятий для детей 3-4 лет включала в себя 8 занятий, проводимых 2 раз в неделю (всего 4 недели, продолжительностью 15-20 минут. Тематический план программы развития мелкой моторики детей 3-4 лет средствами пальчиковых игр представлены в таблице 10.
Таблица 10
Тематический план программы развития мелкой моторики детей 3-4 лет средствами пальчиковых игр.
Занятие 1. Тема «Игры и игрушки». 1. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзине», «Игрушки», «Шарик».
2. Игры с пуговицами. Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
3. Дидактическая игра «Волшебная шкатулка».
4. Игра с грецкими орехами «Не урони». Цель: развитие мелких мышц кистей рук и пальцев.
5. Раскраска изображения «Юла».
Занятие 2. Тема «Овощи». 1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка», «Овощи».
2. Фигурки из палочек (овощи).
3. Дидактическая игра «Золушка» (с крупами).
4. Игра с карандашом, удерживание между пальцами. Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
5. Раскраска изображения «Овощи».
Занятие 3. Тема «Фруктовый рай».
1. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин», «В сад за сливами».
2. Фигурки из палочек.
3. Игра «Выложи помидор» (с горохом). Цель: стимуляция нервных окончаний на кончиках пальцев и совершенствование тонких движений пальцев рук.
4. Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».
5. Лепка «Фрукты».
6. Раскраска изображения «Яблоко».
Занятие 4. Тема «В царстве грибов и ягод». 1. Пальчиковая гимнастика: «Едет белка…», «Гриб-боровик», «Собираем ягоды».
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Поделка с перловкой (грибы). Цель: стимуляция нервных окончаний на кончиках пальцев и совершенствование тонких движений пальцев рук.
4. Игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов». Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.
5. Игры с прищепками. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать усидчивость, обогащать сенсорный опыт детей.
Занятие 5. Тема «Осенние странички» 1. Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Осенние листочки», «Вышел дождик погулять».
2. Фигурки из палочек «Дерево».
3. Самомассаж с еловыми шишками.
4. Ниткография (осенние деревья).
5. Обведение изображения дерева через кальку.
Занятие 6. Тема «Одежда, обувь, головные уборы». 1. Пальчиковая гимнастика: «Волшебные шапочки», «Не плачь куколка моя».
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.
3. Плетение ковра из разноцветных ленточек.
4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)
5. Обведение изображения платья через кальку.
Занятие 7. Тема «Посуда» 1. Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду моем», «Солнышко».
2. Аппликация из сухих листьев.
3. Игры с шишками. Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.
4. Обведение изображение тарелка через кальку.
Занятие 8. Тема «Птицы» 1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворока», «Птичка-невеличка».
2. Фигурки из палочек (птица).
3. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать птицу)
4. Игра «Волшебная шкатулка». Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие внимания, воображения; расширение представлений о разных материалах и формах предметов.
5. Раскрась рисунок «Птица».