Пшеничная Нина Викторовна
СОД в средней группе «Кукла для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей народной куклы и одним из способов ее изготовления.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом и русскими традициями;
2. Познакомить с различными видами самодельных кукол и одним из способов изготовления куклы из ткани.
3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, способность фантазировать, эстетический вкус.
4 Содействовать гендерному воспитанию детей.
.5Вызывать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.
6. Индивидуальная работа по ходу.
Оборудование:
Темочки:
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
-глобус, стулья по числу детей, русская народная музыка, образец-тряпичная кукла, заготовки из ткани для кукол на каждого ребенка, резинки, ноутбук, телевизор.
-презентация по теме занятия.
Предварительная работа: Беседы с детьми про предметы старины, быт людей в старину, игрушки, рассматривание кукол из разных материалов.
Материалы: презентация с изображением тряпичных старинных кукол, образец готовой куклы, на каждого ребенка лоскуты белой ткани 2шт 15х15 см; круг-сарафан яркий с прорезями для рук и головы, косынка яркая, резинки,атласная лента узкая. Музыка русская народная, глобус.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята,я приглашаю вас к себе. (дети подошли).Отгадайте загадку.
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь.
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель Земли, но очень маленькая.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А что означают разные цвета на глобусе?
Дети: леса, моря, страны.
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами много говорили о странах, народах разных национальностей, которых очень много на нашей планете. У них своя культура, свой язык, на котором они разговаривают, своя история и традиции, своя национальная одежда, игры, песни, игрушки в которые дети, как и вы любят играть. А игрушка - часть народной традиции. Какая игрушка олицетворяет нашу страну?
Дети: Матрешка.
Воспитатель: А вы хотите узнать как возникла первая игрушка в нашей стране. ?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я приглашаю вас в наш видеосалон. Проходите и садитесь. (Дети сели)
- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю. В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера – кудесники делали «игрушки-самоделки» своими руками. Раньше кукол делали из ткани - это была тряпичная кукла. и она была самой распространенной и любимой игрушкой(1слайд)
Кукла была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас.
Первую свою куколку младенец получал от своей мамы, когда был еще совсем крохотным и лежал в своей колыбельке. Куклу эту называли – пеленашка. Посмотрите, как выглядела эта кукла. .(2слайд)
Как вы думаете, почему ее так называли?
Дети: От слова пеленать, так пеленают младенцев.
Воспитатель: Молодцы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». И сли такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от внешнего мира «сглаза», «наговора». Считалось, что пеленашка оберегает ребенка от злого духа и дурного глаза.
Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла. Когда девочка подрастала, мама начинала ее учить делать кукол самостоятельно. Эта куколка была более сложной по изготовлению и называлась «скрутка».(3 слайд)Как вы думаете, почему ее так называли? (Лоскутки ткани скручивали)
Посмотрите, у этой куколки уже появились и ручки и ножки.
А вот, когда девочка становилась еще старше, то по русскому обычаю, она должна была сделать себе специальную куколку, тем самым, показывая, какая она умелица и мастерица. Эта кукла называлась «на выхвалку». (4Слайд)
(Почему ее так называли?
Дети: Девочка хвалилась.
Воспитатель: Да, девочка делала куклу на показ и чтобы похвалиться своей работой. Обратите внимание, у этой куклы уже появилось лицо, костюм яркий, красивый, в русских традициях. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки.
Если у девушки эта кукла получалась красивая и аккуратная, то у этой
девушки не было отбоя от женихов. А коли кукла выходила растрепанная и кривая, некрасивая – такую девушку замуж брать не хотели. Считалось, что она будет плохой хозяйкой в доме. (5 слайд)
На Руси кукол делали из разных материалов: из тряпок и лоскутков, из соломы, бересты, мха, сена и ниток. материала привычного для людей, он всегда был под рукой. С каждым годом куклы становились разнообразнее, современнее. Но люди помнят историю своей страны, знают во что играли их бабушки, дедушки и гордятся историей своей страны.
А где сейчас делают игрушки?
Дети: На фабриках.
Воспитатель :А хотите я научу вас делать тряпичную куклу своими руками.
Дети. Да.
Скоро мы с вами пойдем в гости в ясельную группу. Давайте сделаем куколки и подарим детям? Согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: В куклы играют в основном девочки, я думаю, что наши мальчики тоже захотят сделать и подарить нашим друзьям куклу сделанную своими руками. Вы мальчики согласны?
А сейчас, чтобы снять напряжение с глаз, мы сделаем упражнения.
«Тренировка для глаз»
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
А сейчас я приглашаю вас в «мастерскую добрых дел», где
мы с вами станем мастерами – искусниками и изготовим с вами куколку из тряпочек. Проходите садитесь удобно. (Дети сели) Ребята, давайте приготовим наши ручки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Пошла гулять Маринка
По узенькой тропинке.
У леса на лужочке
Рвала она цветочки.
Пока домой бежала,
Цветочки растеряла.
1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.
3–4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.
5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.
Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Я уже сделала вот такую куклу (Показ образца). У вас на столе все для работы смотрите внимательно и делайте вместе со мной. Вот такую куклу я уже сделала и научу вас.
Первый этап: Возьмите кусочек ватки и сделайте из него комочек.
Второй этап: Теперь возьмите белый лоскут, положите его на стол и положите в середину ватку и заверните, это будет голова. Одной рукой держите, а другой возьмите резинку и зафиксируйте голову, несколько раз обмотайте резинку. Эту заготовку отложите в сторону.
Третий этап: Возьмите еще лоскут, мы будем делать руки кукле. Скатайте валик туго сворачивая его. Теперь возьмите первую заготовку и вложите валик-ручки куклы под голову. Прижмите ручки к голове и зафиксируйте туловище резинкой. Помогите друг другу, обмотайте резинку. Вот и получилась куколка. А сейчас наши пальчики хотят отдохнуть.
Воспитатель: Ну,что. продолжим работу. Как вы думаете, чего не хватает куколкам?
Дети :Платья.
Воспитатель: .Мы нарядим кукол в яркие сарафаны. И они на столе. Нарядите кукол. Давайте украсим сарафан яркой лентой, чтобы она была еще нарядней.
Молодцы, ребята, замечательные куклы у вас получились». Русская тряпичная куколка простая. Славила Россию игрушка удалая. Бодрая, веселая, немного озорная, А по нраву русская, значит нам родная.»
Вам понравилось делать куклу? Вы были внимательными, помогали друг? Вам было легко? А что было трудного? Вы теперь самостоятельно можете сделать куколку дома и научить своих близких. Вы можете поиграть со своими куколками. А когда пойдем к малышам мы подарим их А себе сделаем еще. Хорошо?
А сейчас наша мастерская добрых дел заканчивает свою работу.