Марина Квачева
Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников.
«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него,
наверняка станет талантлив и сам.
Данное высказывание относится как к детям,
так и к самому воспитателю»
В. М. Букатов.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Темочки:
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе, социоигровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
Социоигровая педагогика Традиционная педагогика
Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, уметь доводить дело до предполагаемого результата. Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены
требованием программ.
Воспитатель и воспитанник партнёры (субъект – субъективные отношения) Диктат воспитателя (субъект- объективные отношения)
Развитие самостоятельности Послушное повторение формулировки
Занятие – игра – жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда термин «социоигровая»). Занятие никак не располагает к свободному творчеству в
игре.
Игра присутствует в жизни ребёнка постоянно. Ребёнок в первую очередь получает новые знания в игре.
Равноправие детей и взрослых – основа социо-игрового подхода. Взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку. Взрослый всегда прав и ребёнок не должен с ним
спорить, отстаивать свою точку зрения.
Цель применения социоигровых технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере
взаимопонимания.
Задачи использования социоигровых технологий в развитии детей дошкольного возраста :
• Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;
• Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый;
• Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, снятие страха и зажима перед деятельностью;
• Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Социоигровая технология стоит на 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: Работа проводится малыми группами, их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте, в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.
Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности. Дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.
2 правило: Смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды, которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы или актового зала: за столами, на полу, на стульчиках и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение.
4 правило: смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило: Ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток. Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он лучше мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.
Существует определённая последовательность введения игр социоигровой направленности (классификация) :
1. Игры для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
1. Игры для рабочего настроя.
Пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.
Игры с именами
Игры -Приветствия
1. «Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.
2. Друг другу руки мы пожмем, свое имя пропоем»
3. У меня в руках волшебный мячик. К кому в руки он попадет, тот свое имя пропоет.
Комментарий: эта игра помогает детям:
- почувствовать себя частью большого коллектива;
- преодолеть неуверенность и нерешительность.
Чтобы наша работа была слаженной, я предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну, те, кто одет в брюки, играют на своих музыкальных инструментах. А когда топну, играют те, кто одет в юбки или платья. Комментарий: данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание.
2. Игры-разминки (разрядки). Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться. Задачи: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.
Предлагаю поиграть в татарскую игру «Зеркало» (ходим кругом)
Комментарий: эта игра помогает детям:
- развивать наблюдательность и коммуникативные способности;
- развивать творческое воображение;
- способствует рабочему настрою.
3. Игры социоигрового приобщения к делу.
Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
Игра «В мире театра»
-Дети, вы любите сказки?
В каждой сказке есть герои-персонажи: добрые и злые, смешные и трусливые.
Назовите, пожалуйста, из какой сказки следующие строки:
«Несёт меня лиса за темные леса,
За высокие горы, за высокие реки.
Котик братик, спаси меня!»
- Из какой сказки эти слова?
Участники: Сказка «Кот, петух и лиса».
- Сейчас вы по очереди будете называть персонажей этой сказки и у нас получится три команды:
Участники (поочерёдно) Кот – петух – лиса.
Присаживайтесь, где Вам будет удобно.
Работа с посыльными.
Каждой команде раздаю карточки с изображениями эмоций: веселье – злость - страх.
Задание: каждая команда интонационно должна произнести фразу в соответствие со своей карточкой:
«Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!
Как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь».
Следующее задание:
Под предложенную детям музыку придумать танец-импровизацию для кота, петушка и лисицы.
Каждая команда показывает свой танец и т. д.
Комментарий: эта игра помогает детям:
- творчески самоутверждаться;
- развивать творческое воображение;
- приобретать коммуникативные навыки: умение договариваться, делать одну работу сообща.
4. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.
5. Игры вольные (на воле).
Задача: физически активный и психологически эффективный отдых. Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны» и др. «Пирожок»
Плюсы социоигрового подхода :
- Отношения: «ребенок-сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга.
Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.